В Киеве обнаружили очередную измену. Пока страна с изумлением наблюдала, как абсолютно бескровно и безропотно от нее на глазах отплывает Крым, отдельные чиновники, оказывается, способствовали укреплению военной мощи «агрессора». То есть – России. Попросту продолжали поставлять ей продукцию военного назначения по давно заключенным контрактам.
Так, 13 марта, за считанные дни до губительного для «майданной революции» референдума в Крыму, в РФ с украинского завода «Фотоприбор» в Черкассах поступила партия прицелов, радиолокационных приборов и приборов наведения для авиационной техники. Естественно, в Киеве заявили, что не намерены впредь терпеть подобного. И объявили о полном прекращении военно-технического сотрудничества с Москвой «до деэскалации политического кризиса». То есть, скорее всего – на годы. Кому от этого станет хуже?
Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что как раз для Москвы этот шаг неожиданностью не стал. Меры по исключению зависимости нашего ОПК от политически ветреной соседки принимались и принимаются давно. Первым за это дело в конце 90-х взялся еще маршал Игорь Сергеев, назначенный министром обороны РФ.
Ему ли, недавнему командующему Ракетными войсками стратегического назначения, было не знать, что лучшие наши межконтинентальные баллистические ракеты делались в Днепропетровске на знаменитом «Южмаше»? Но и тогда по властным коридорам Киева носились толпы взбалмошных политиков, призывавших поскорее нырнуть в объятия НАТО. Случись такое – ядерный щит России был бы поставлен в опасную зависимость от тех, на кого нацелен. Допустить этого было нельзя.
И с подачи Сергеева финансовые крохи, которые страна все же выделяла на модернизацию своих Вооруженных сил, шли всего по одному адресу. Морякам, летчикам, пехоте, спецназу, танкистам – шиш. Однако так родился до последней заклепки российский «Тополь-М». И наши РВСН почти забыли о «Южмаше». Почти – потому, что обслуживание и продление ресурса еще оставшихся в строю ракет советского производства все же осталось за днепропетровцами. Но это уже не так критично.
Хотя, нужно признать, Москве до сей поры так и не удалось полностью порвать эту еще советскую пуповину. По оценке главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, «если смотреть по военно-техническому сотрудничеству, то формально доля России составляет порядка 10% в украинском ОПК. Но, например, основным импортером для таких компаний как «Мотор Сич» и «Зоря-Машпроект» является именно Россия. Они поставляют в РФ значительную долю своей продукции».
А что такое николаевская фирма «Зоря-Машпроект»? Ее детища – газотурбинные двигатели для надводных боевых кораблей, заказами на которые под завязку забиты все российские верфи (в частности, на этих верфях строятся корветы проекта 22350, фрегаты проекта 11356, проектируемые перспективные эсминцы проекта 21956). Свое производство таких турбин нам еще лишь предстоит организовать……