Постоянный автор журнала Forbes Марк Адоманис сожалеет о том, что многое, написанное о демографии в России, является весьма односторонним и упрощенным. В тех редких случаях, когда в массовых СМИ кто-то пишет о российских демографических тенденциях, наблюдаются явные проблемы с анализом, а те данные, которые представляются читателям, зачастую находятся вне контекста или вообще давно устарели. Из-за опыта (по-настоящему ужасного!), накопленного страной в 1990 гг., существует глубокая тенденция рассматривать Россию, как своего рода причудливую антиутопию, в которой люди «потеряли волю к жизни» и больше не беспокоятся о своем воспроизведении. Действительность намного более сложна, за прошедшее десятилетие произошли существенные изменения к лучшему.
Тенденции в США прямо противоположные. В Америке традиционно было намного более прочное демографическое положение, нежели в «старой Европе», поэтому существует мнение, что это по-прежнему так. На самом деле, Соединенные Штаты стали намного менее «исключительными» в демографическом плане среди развитых стран, в последние несколько лет наблюдаются значительное (если не катастрофическое) снижение рождаемости и фертильности. Великая рецессия, возможно, закончилась несколько лет назад, но ее демографические последствия, во всяком случае, усугубляются.
Самое замечательное в демографии заключается в том, что всегда доступны точные цифры. Издание приводит два графика.
источник: blogs-images.forbes.com
источник: blogs-images.forbes.com
Первый показывает общие данные рождаемости в США и России в 2002-2012 гг, второй — суммарный коэффициент рождаемости, являющийся наиболее точным показателем уровня рождаемости. На основе графиков можно сделать вывод о том, что не столько положение дел в России лучше, чем в США, сколько в том, что обе страны оказались в такой схожей демографической ситуации, какую вряд ли когда-либо признают СМИ. Просто глядя на цифры, трудно понять, как одна страна является «умирающим медведем», а другую в этот момент хвалят за ее демографическую исключительность. Реальность, как всегда, намного сложнее, чем содержательные лозунги.