[Мнение] К вопросу о законности использования Вооруженных Сил Украины

отметили
34
человека
в архиве
[Мнение] К вопросу о законности использования Вооруженных Сил Украины
Оборона страны, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования, создание которых предусмотрено соответствующими законами государства. В соответствии со статьей 17 Конституции, суть и предназначение Вооруженных Сил заключается в обеспечении государственной безопасности и неприкосновенности границ Украины, защите от вооруженной агрессии и посягательств на территориальную целостность государства.

В своем обращении к народу и. о. Президента Украины, Председатель Верховной Рады А. Турчинов 13 апреля 2014 года информировал общественность, что в связи с противостояниями и беспорядками на востоке страны СНБО принял решение начать широкомасштабную антитеррористическую операцию с привлечением Вооруженных Сил Украины.

Однако, исходя из предписаний Конституции, такое решение немотивированно и может привести к эскалации напряжения и гражданского противостояния в обществе.

В мировой практике вопрос использования Вооруженных Сил для обеспечения правопорядка внутри страны не имеет однозначного урегулирования, но существующие конституционные и законодательные регуляторы обеспечивают публичный характер принятия решений по таким вопросам.

В США участие военных в правоохранительных целях является недопустимым. Конституция Венгрии не предусматривает использование венгерских Сил Обороны для обеспечения внутреннего правопорядка (статья 45). Правительство Германии для защиты конституционного порядка в условиях очевидной опасности может использовать вооруженные силы для оказания поддержки полиции и пограничной службе с целью защиты гражданских объектов и пресечения организованных и вооруженных акций протестов. Дважды – в 2006 и 2012 году – вопрос допустимости применения вооруженных сил внутри страны решался на уровне Конституционного Суда ФРГ (согласно статье 35 Основного Закона).

Конституция и законодательство Украины (исходя из статуса и функций Вооруженных Сил) предусматривает особые основания, порядок и процедуру использования государственной властью Вооруженных Сил для обороны, защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности нашей страны.

Прежде всего, речь идет об одобрении парламентом решения Президента об использовании Вооруженных Сил Украины и других вооруженных формирований при агрессии против нашего государства (пункт 9 статьи 85 Конституции). Такое решение глава державы должен принимать в соответствии со своими конституционными полномочиями и только в случае достоверных фактов совершения актов вооруженной агрессии против Украины или в случае вооруженных посягательств на территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ. В том числе для проведения антитеррористических операций на воинских объектах или при возникновении террористических угроз, которые исходят из-за пределов Украины (статья 5 Закона Украины «О борьбе с терроризмом»).
Добавил blogman blogman 17 Апреля 2014
Комментарии участников:
blogman
+3
blogman, 17 Апреля 2014 , url
Закон «О Вооруженных Силах Украины» не допускает использования Вооруженных Сил для ограничения прав и свобод граждан. Предполагается, что никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или распоряжения командиров и начальников не могут послужить основанием для каких-либо незаконных действий по отношению к гражданскому населению и его имуществу.

Указанные законы определяют перечень обстоятельств и мест для использования Вооруженных Сил в антитеррористических операциях. Они ограничиваются военными или стратегическими объектами оборонного характера. В то же время недопустимо задействовать Вооруженные Силы в населенных пунктах, по месту пребывания, работы или учебы граждан.

Ни один из законодательных актов Украины не предусматривает использования Вооруженных Сил страны, а также военной техники в мирное время, тем более, если это сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

Необходимо отметить, что, согласно Конституции, решение вопроса о применении Вооруженных Сил возлагается на парламент, который и определяет их функции. Верховная Рада также рассматривает обращение Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в стране или в отдельных ее регионах, о всеобщей или частичной мобилизации.

Указанные обстоятельства в их совокупности и определяют исключительность случаев применения Вооруженных Сил Украины как один из основополагающих принципов внешней политики государства (статья 2 Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики»).

В соответствии с Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», СНБО как координационный и вспомогательный орган при Президенте не уполномочен, как и Президент, принимать решения о привлечении Вооруженных Сил для проведения широкомасштабных антитеррористических операций внутри страны. Все вопросы, касающиеся использования Вооруженных Сил, решаются только при одобрении парламента Украины.

Если идет речь о факте вооруженной агрессии со стороны сопредельного государства, Президент Украины (и. о. Президента Украины) реализует свои полномочия путем принятия решения об использовании Вооруженных Сил. Но оно должно быть утверждено парламентом (согласно статье 85 Конституции Украины).

Таким образом, принятое решение СНБО о проведении широкомасштабной антитеррористической операции с привлечением Вооруженных Сил Украины противоречит положениям Конституции о порядке и допустимости их использования.

Более того, Верховная Рада Украины Постановлением № 740-VII от 20 февраля 2014 года «Об осуждении применения насилия, приведшего к гибели людей» признала недопустимым проведение Службой безопасности Украины с использованием Вооруженных Сил антитеррористических операций, сопряженных с ограничением прав и свобод граждан.

Правовое поле использования Вооруженных Сил Украины не допускает двойного подчинения и законности.

Обращение и. о. Президента Украины, Председателя Верховной Рады А. Турчинова к народу по своему содержанию может расцениваться не как Обращение, а как Послание к народу. Но, согласно статье 102 и пункту 2 статьи 106 Конституции Украины, такое право имеет только всенародно избранный Президент как гарант государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В то же время Председатель Верховной Рады, и. о. Президента Украины (в соответствии со статьей 112 Конституции), не уполномочен на послания подобного рода. В связи с этим возникает вопрос о легитимности такого акта и его правовых последствиях.

Является общепризнанным фактом, что послание Президента к народу представляет собой обращение, в котором излагается позиция главы державы относительно основных направлений внутренней и внешней политики или информации о главных решениях, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями.

В обращении и. о. Президента А. Турчинова содержится информация о том, что «кровь пролилась на войне, которую против Украины ведет Российская Федерация. Агрессор не останавливается и продолжает организовывать беспорядки на востоке страны».

При вооруженной агрессии со стороны сопредельного государства, а тем более при наличии указанных выше фактов военных и боевых действий, на и. о. Президента как гаранта соблюдения Конституции возлагаются обязательства внести в Верховную Раду представления на предмет необходимости оглашения войны. Или подать на утверждение свое решение об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований для прекращения вооруженной агрессии против страны, а также вопрос о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее регионах как превентивных мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Как указывалось выше, Верховная Рада по результатам рассмотрения инициированных Президентом вопросов уполномочена, согласно статье 85 Конституции, оглашать войну или утверждать решение Президента об использовании Вооруженных Сил для прекращения вооруженной агрессии против Украины. Другие основания и порядок использования Вооруженных Сил в Основном Законе нашего государства не прописаны. Остается открытым вопрос, почему глава государства не предпринимает конкретных действий по реализации указанных выше полномочий? Что за этим стоит? Ведь в сложившихся обстоятельствах, когда на кону находятся суверенитет и территориальная целостность государства, а главное – жизнь и здоровье мирных граждан, промедление смерти подобно.

И. о. Президента А. Турчинов своим обращением, по сути, легализовал как «юридический факт» принятие секретного решения СНБО о начале «широкомасштабной террористической операции с привлечением Вооруженных Сил Украины». Однако, исходя из функций СНБО, указанный орган является координационным, а принимаемые им решения носят характер предложений Президенту и не могут служить основанием для привлечения Вооруженных Сил для проведения антитеррористических операций.

Пределы применения Вооруженных Сил страны в антитеррористических операциях определены Законом Украины «О борьбе с терроризмом». Вооруженные Силы могут быть использованы для предотвращения террористических посягательств в отношении четко определенного перечня объектов и в случае возникновения террористических угроз из-за пределов государства. Решение этого вопроса находится вне компетенции СНБО.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что решение СНБО от 13 апреля 2014 года о применении в широкомасштабной антитеррористической операции Вооруженных Сил Украины является неконституционным и незаконным. Кроме того, неопределенность поставленных задач допускает возможность использования армии против своего народа.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать