Куда ведут первые экономические шаги новой Украины?
Комментарии участников:
даже сам МВФ честно признает, что предоставляет кредиты попавшим в кризис странам прежде всего для того, чтобы они могли стабилизовать курс своей национальной валюты и навести порядок в платежном балансе. То есть для того, чтобы защитить иностранных кредиторов и инвесторов от валютных и прочих рисков. Чтобы повысить способность государства расплачиваться по своим международным обязательствам. Конечно, процветание и устойчивый экономический рост тут будут очень кстати, но особенно заморачиваться ими совершенно необязательно, потому что есть и более простые способы повысить платежеспособность страны.
Для того чтобы у государства хватало денег для оплаты внешних долгов, ему достаточно просто меньше тратить и больше собирать внутри. Собственно, к этому и сводится суть экономических рекомендаций, которые МВФ дает всем своим государствам-заемщикам, не обращая особого внимания ни на особенности страны, ни на дату на календаре. В начале 1980-х Фонд рекомендовал генералам из бразильской хунты примерно то же самое, что сейчас рекомендует Украине.
Нужно поднять процентную ставку для укрепления курса, не тратить деньги на спасение банкротящихся компаний, бороться с бюджетным дефицитом, сократить госрасходы и повысить налоги. Все это должно вытащить страну-заемщика из рецессии и поставить на путь стабильного развития, хотя сами западные государства в кризис, как правило, делают ровно противоположное: снижают процентные ставки, увеличивают госрасходы и вводят новые льготы в налогообложении.
Но у новых властей Украины сейчас нет ни времени, ни желания проявлять собственную инициативу и брать на себя ответственность за самостоятельную политику. Поэтому они в срочном порядке и без обсуждений приняли закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», который представляет собой не замутненный ни малейшей самодеятельностью набор классических рекомендаций МВФ. Налоговая нагрузка повышается, а государственные расходы снижаются.
После стольких разговоров о поддержке бизнеса новое руководство Украины не понизило вообще ни один налог, наоборот, почти все повысило. Обещанное еще Януковичем снижение налога на прибыль до 16% не состоялось – оставили, как было, 18%. То же самое с НДС – снизить до 17% обещал еще Янукович, но не сделал ни он, ни новые власти. Оставили 20%.
Подоходный налог вообще повышают. Для пассивных доходов типа дивидендов, инвестиционной прибыли и процентов по вкладам вместо действовавших при Януковиче 5% ввели прогрессивную шкалу в 15%, 20% и 25%. Прогрессивную шкалу с такими же ставками планируется ввести для зарплат – вместо 15% и 17% при Януковиче.
Также повысили акцизы на алкоголь, табак, автомобильный налог, сборы за использование радиочастот и недр, отменили дифференцированные ставки акциза на дизельное топливо, оставив только максимальную. Налог на недвижимость теперь взимается не с жилой, а с общей площади. Минимальную необлагаемую пошлинами сумму покупки за границей по почте снизили до 150 евро и ввели сбор 0,5% при покупке иностранной валюты.
Параллельно Рада проголосовала за секвестр госбюджета, сократив расходы на 5,5%. Заморозили минимальную зарплату, отменили выплаты за третьего ребенка, ввели налог на пенсии, превышающие 10 тысяч гривен ($800). Цены на газ для населения, опять же по требованию МВФ, с 1 мая увеличат более чем на 50%. А украинский Центробанк повысил процентную ставку с 6,5% до 9,5%. Трудно представить, каким образом повышение налоговой нагрузки, совмещенное с повышением процентной ставки и снижением платежеспособного спроса, должно стимулировать экономическую активность, но со всеми этими вопросами вам не в Раду и не в правительство, а к МВФ.
Такой неловкий уход украинского правительства от ответственности кажется слишком наивным и обреченным на провал. Через некоторое время, когда жизнь от проводимых реформ станет только хуже, разочарованные избиратели обязательно призовут своих ленивых правителей к ответу. Но это ложное ощущение. В государствах Восточной Европы, которые живут в тени русской угрозы и слепо верят во всеблагой Запад, все работает ровно наоборот. Там даже полный провал рекомендованных МВФ реформ повышает популярность проводивших их политиков.
Латвия выходила из кризиса 2008 года, исполняя в малейших подробностях все советы Фонда. Выходила так успешно, что реальный ВВП страны до сих пор остается на 10% ниже, чем он был шесть лет назад, в предкризисном 2007 году. Средняя номинальная зарплата в Латвии только в прошлом году вернулась на докризисный уровень. Тем не менее проводивший эти реформы Валдис Домбровскис стал первым премьер-министром в новейшей истории Латвии, кому удалось остаться на этом посту на второй срок. И хотя недавно он подал в отставку, Домбровскис, по опросам, остается самым популярным латвийским политиком среди латышской части населения с рейтингом одобрения больше 50%. Так что новое правительство Украины действует совершенно правильно: их целевая аудитория все равно всей душой поддержит навязанные МВФ реформы, независимо от плачевности результатов.