Комментарии участников:
До 2012г. в России было зарегистрировано только семь политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Правое дело», «Патриоты России» и «Яблоко». К 20 апреля 2014г. на сайте Минюста зарегистрированными значатся 77 партий, но количественный рост так и не перешел в качественный. Так, в единый день голосования в 2012г. из-за муниципального фильтра только семь кандидатов от пяти непарламентских партий приняли участие в пяти губернаторских кампаниях (по двое от партий «Правое дело» и «Патриоты России»). В 2013г. в восьми кампаниях участвовали 11 непарламентских кандидатов от восьми партий, в том числе три представителя «Патриотов России» и два «яблочника».
Настоящему пересмотру медведевские реформы подверглись только через год. Так и оставшийся на бумаге законопроект о выборах в Госдуму в начале 2013г. был отозван, ему на смену пришел новый проект из президентской администрации. Сразу же поддержанный думской фракцией «Единой России», он был принят Госдумой только в феврале 2014г. Была возвращена смешанная система, по которой избирался парламент первых четырех созывов: одна половина Думы будет избираться по спискам партий, а другая — по одномандатным округам. Не имеющие представительства в Госдуме партии вновь обязаны собирать по 200 тыс. подписей в поддержку своего списка, а одномандатники должны будут заручиться поддержкой 3% от числа избирателей округа.
В апреле 2013г. по инициативе Владимира Путина была внесена поправка, позволяющая регионам отказаться от прямых выборов глав субъектов и вернуться к прежней практике их утверждения с согласия президента.
Фильтр для всех
В марте Госдума в первом чтении поддержала законопроект, обязывающий партии собирать подписи для участия в выборах в региональные парламенты. От этого фильтра были освобождены те партии, которые уже имели представительство в любом заксобрании страны. Поправки, предложенные членом генсовета «Единой России» Владимиром Плигиным в пятницу, еще больше ужесточают такой фильтр.
Теперь подписи не понадобятся тем партиям, которые на прошлых выборах провели своих депутатов в парламент региона, в котором проходят выборы. Беспрепятственно участвовать в выборах смогут также партии, набравшие на выборах в Госдуму и региональный парламент 3% голосов избирателей, а также те, у кого есть депутат в муниципальном образовании данного субъекта (или партсписок поддержали не менее 0,5% избирателей). Партии, не удовлетворяющие одному из этих требований, будут собирать подписи 0,5% избирателей в регионе, а одномандатникам придется собрать подписи 3% избирателей округа. Таким образом, в Москве из непарламентской оппозиции реальную возможность поучаствовать в кампании получат лишь кандидаты от «Яблока», набравшего в 2009г. 4,71% голосов.
Теперь ограничения для партий на выборах профильный комитет рекомендует распространить и на муниципальный уровень. На выборах в представительный орган муниципального образования партиям придется также собирать подписи, если у них нет представительства на местном, региональном или федеральном уровне. Если это выборы в поселковую думу, депутаты которой делегируются в думу муниципального района, то от сбора подписей освобождаются партии, чьи депутаты выступили такими делегатами.
По словам члена федерального политсовета партии РПР-ПАРНАС Константина Мерзликина, предлагаемые поправки лишают его партию доступа к выборам любого уровня. Сбор подписей он называет «способом отсеивания неугодных власти партий и кандидатов». «В сам этот механизм изначально заложена возможность фальсификации подписей, например провокаторами, которые потом скажут, что это не они подписались за вас. Пройти этот фильтр могут только те, кто договорился с властью», — констатирует Мерзликин.
Основной смысл либерализации избирательного законодательства был в том, что партиям разрешат выдвигать своих кандидатов без сбора подписей, говорит Андрей Бузин. Отмена сбора подписей прожила недолго, что отчасти делает бессмысленной упрощенную регистрацию партий, считает он. Трехпроцентный барьер по сбору подписей для участия в выборах в Госдуму непреодолим только для малых партий, неудобных власти, подтверждает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. «Эффективность этого фильтра стопроцентная — забраковать можно абсолютно все подписи», — отмечает Голосов.
«По закону о политических партиях партия подлежит ликвидации, если в течение семи лет не участвует в выборах», — напоминает специалист. Участием в выборах, подчеркивает Бузин, считается наличие партии в избирательном бюллетене и определенный результат голосования за партию. Остальные многочисленные этапы на пути к тому, чтобы попасть в бюллетень, и даже снятие с дистанции непосредственно участием не считаются. Так что малым партиям, которые не сумеют договориться с властями о помощи при прохождении «муниципального фильтра» или сборе подписей, может грозить естественное вымирание.
Тем не менее, считает Бузин, все же пока имеет смысл регистрировать партии. «Все законодательство так устроено, что партия ставится во главу политической системы, это было придумано Сурковым — управляемая партийная система», — заключил эксперт.
Читать полностью: top.rbc.ru/politics/21/04/2014/919212.shtml
Настоящему пересмотру медведевские реформы подверглись только через год. Так и оставшийся на бумаге законопроект о выборах в Госдуму в начале 2013г. был отозван, ему на смену пришел новый проект из президентской администрации. Сразу же поддержанный думской фракцией «Единой России», он был принят Госдумой только в феврале 2014г. Была возвращена смешанная система, по которой избирался парламент первых четырех созывов: одна половина Думы будет избираться по спискам партий, а другая — по одномандатным округам. Не имеющие представительства в Госдуме партии вновь обязаны собирать по 200 тыс. подписей в поддержку своего списка, а одномандатники должны будут заручиться поддержкой 3% от числа избирателей округа.
В апреле 2013г. по инициативе Владимира Путина была внесена поправка, позволяющая регионам отказаться от прямых выборов глав субъектов и вернуться к прежней практике их утверждения с согласия президента.
Фильтр для всех
В марте Госдума в первом чтении поддержала законопроект, обязывающий партии собирать подписи для участия в выборах в региональные парламенты. От этого фильтра были освобождены те партии, которые уже имели представительство в любом заксобрании страны. Поправки, предложенные членом генсовета «Единой России» Владимиром Плигиным в пятницу, еще больше ужесточают такой фильтр.
Теперь подписи не понадобятся тем партиям, которые на прошлых выборах провели своих депутатов в парламент региона, в котором проходят выборы. Беспрепятственно участвовать в выборах смогут также партии, набравшие на выборах в Госдуму и региональный парламент 3% голосов избирателей, а также те, у кого есть депутат в муниципальном образовании данного субъекта (или партсписок поддержали не менее 0,5% избирателей). Партии, не удовлетворяющие одному из этих требований, будут собирать подписи 0,5% избирателей в регионе, а одномандатникам придется собрать подписи 3% избирателей округа. Таким образом, в Москве из непарламентской оппозиции реальную возможность поучаствовать в кампании получат лишь кандидаты от «Яблока», набравшего в 2009г. 4,71% голосов.
Теперь ограничения для партий на выборах профильный комитет рекомендует распространить и на муниципальный уровень. На выборах в представительный орган муниципального образования партиям придется также собирать подписи, если у них нет представительства на местном, региональном или федеральном уровне. Если это выборы в поселковую думу, депутаты которой делегируются в думу муниципального района, то от сбора подписей освобождаются партии, чьи депутаты выступили такими делегатами.
По словам члена федерального политсовета партии РПР-ПАРНАС Константина Мерзликина, предлагаемые поправки лишают его партию доступа к выборам любого уровня. Сбор подписей он называет «способом отсеивания неугодных власти партий и кандидатов». «В сам этот механизм изначально заложена возможность фальсификации подписей, например провокаторами, которые потом скажут, что это не они подписались за вас. Пройти этот фильтр могут только те, кто договорился с властью», — констатирует Мерзликин.
Основной смысл либерализации избирательного законодательства был в том, что партиям разрешат выдвигать своих кандидатов без сбора подписей, говорит Андрей Бузин. Отмена сбора подписей прожила недолго, что отчасти делает бессмысленной упрощенную регистрацию партий, считает он. Трехпроцентный барьер по сбору подписей для участия в выборах в Госдуму непреодолим только для малых партий, неудобных власти, подтверждает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. «Эффективность этого фильтра стопроцентная — забраковать можно абсолютно все подписи», — отмечает Голосов.
«По закону о политических партиях партия подлежит ликвидации, если в течение семи лет не участвует в выборах», — напоминает специалист. Участием в выборах, подчеркивает Бузин, считается наличие партии в избирательном бюллетене и определенный результат голосования за партию. Остальные многочисленные этапы на пути к тому, чтобы попасть в бюллетень, и даже снятие с дистанции непосредственно участием не считаются. Так что малым партиям, которые не сумеют договориться с властями о помощи при прохождении «муниципального фильтра» или сборе подписей, может грозить естественное вымирание.
Тем не менее, считает Бузин, все же пока имеет смысл регистрировать партии. «Все законодательство так устроено, что партия ставится во главу политической системы, это было придумано Сурковым — управляемая партийная система», — заключил эксперт.
Читать полностью: top.rbc.ru/politics/21/04/2014/919212.shtml