Комментарии участников:
Но стоило экспериментаторам понизить электронную плотность в графене, как джозефсоновские связи начали ослабевать за счет увеличения сопротивления графеновых промежутков. В результате температура перехода в когерентное (то есть сверхпроводящее) состояние резко падала ниже минимальной температуры эксперимента (60 милликельвинов). Это и есть квантовый фазовый переход «сверхпроводник — металл», о котором говорилось выше. Пространственная когерентность фаз отдельных нанодисков разрушилась уже одними квантовыми (и независящими от температуры) флуктуациями фаз.
Еще раз обратим внимание, что это первое экспериментальное исследование такого перехода.
Основы теории такого фазового перехода были ранее разработаны Михаилом Фейгельманом и его коллегами в статье, опубликованной в Physical Review Letters в 2001 году.
Но готовой теории для того, чтобы объяснить поведение сопротивления решетки, которое в области самых низких доступных для измерений температур оказывается резко экспоненциально зависящим от напряжения на электрическом затворе, пока нет.
Наконец, в дополнение к указанному выше переходу «сверхпроводник — металл» авторы обнаружили состояние так называемого сверхпроводящего стекла.
При слове «стекло» не нужно думать, что речь идет о том, что пропускает видимое глазу человека излучение: собственно, сейчас стеклом называется любой материал независимо от его химического состава, который при охлаждении переходит из жидкого состояния в твердое без кристаллизации.
В случае «сверхпроводящего стекла» речь идет о его свойствах системы, которая становится более похожа на керамику.