Федерализация Украины: история вопроса и перспективы Часть 2. Последствия трансформации экономики

отметили
3
человека
в архиве
Федерализация Украины: история вопроса и перспективы Часть 2. Последствия трансформации экономики
Сегодня, когда в условиях продолжающейся фазы политического кризиса на Украине концептуализм несвоевременности и угроза сецессии отдельных украинских регионов объективно определены как нецелесообразные (прежде всего, с точки зрения сохранения украинской государственности), похоже, что последним, и самым сильным официальным аргументом Москвы становится обоснование экономической необходимости федерирования (процесс объединения независимых субъектов в федерацию и создание надсубъектных органов управления) регионов Юго-Востока Украины.
Причем, вполне естественно насаждается понимание утопичности пребывания целого ряда отдельных регионов Украины (Харькова, Донецка, Луганска, Запорожья, Одессы, Херсона, Николаева, Днепропетровска) вне парадигмы экономической трансформации путем изменения конституции и необходимых законодательных реформ.
Но будет ли федерализация Украины отвечать реальным экономическим показателям? И станет ли афишируемая позиция российских СМИ, и находящая почти идентичные отклики в высказываниях некоторых украинских политиков: Петра Симоненко, Михаила Добкина, Вадима Колесниченко, Виктора Тихонова, Дмитрия Табачника, Олега Царева и других украинских деятелей, тем самым транспорентным механизмом, который позволит расширять мультирегиональное торговое пространство Украины?

Будет ли после этого работать географическая диверсифицированность внешней торговли Украины, и положительно ли она отразится на экономической безопасности соседствующей страны-партнера? Возникает множество вопросов, на которые существуют весьма объективные доводы.
1. Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики в действиях федерального правительства и в действиях правительств субъектов Федерации. Так, если действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Что абсолютно не соотносится с высказываниями российского политикума и конечно же не будет соответствовать социальным ожиданиям рядовых украинцев.
2. На смену унитарной системе распределения средств сверху-вниз придет система снизу-вверх, которая не то что не лучше, но и таит в себе целый ряд угроз и отрицательных последствий и не может быть реализована без социальных, социально-экономических и политических последствий. Увеличение нагрузки на центр укрупненного субъекта за счет прироста новыми территориями, как следствие, усложнит хозяйственную деятельность из-за трудностей, связанных с контролем и управлением новыми территориями, что, в свою очередь, отразится на уровне их развития.
3. Федерализация приведет к увеличению уровня бюрократии в регионах, а в современных условиях повальной коррупции — к хищению средств на региональном уровне.
4. Переустройство государственного устройства чревато из-за различного экономического потенциала регионов Украины. Что приведет к обострению различий регионов и как следствие экономического развития.
5. Федерализация экономически неустойчивый и труднобалансируемый процесс. Возникает он из-за низкого социально-экономический уровня граждан, недостаточного внимания центра к региональным проблемам, расшатывания общественно-политических весов представителями малообеспеченных слоев населения во время резких изменений социально-экономической конъюнктуры и политического курса страны.
6. При федерировании, проблемы на местах возникнут незамедлительно. Власти на местах будут реализовывать самостоятельную бюджетную политику, оперируя ограниченным набором налоговых «инструментов» по сравнению с центральными органами, которые сосредоточат у себя наиболее важные налоговые источники доходов, что ослабит доходную базу территориальных бюджетов и как следствие не сможет обеспечивать указанный уровень власти достаточными финансовыми ресурсами на региональном уровне.
7. Процесс федерирования создаст условия конфликтности между региональными финансово-промышленными группами в Украине, что тот час же отразится на социально-экономической ситуации в регионах этого государства, а также их инвестиционной привлекательности.
Кроме того, автор считает, что интегральный элемент региональной экономической устойчивости, как раз будет наиболее устойчив при усовершенствованном унитаризме, что в условиях взаимосвязанных структурных составляющих обеспечит непрерывное саморазвитие экономики и генерации в ней инновационных решений. Это, несомненно, произойдет, как только Киев сможет изменить подходы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, сделает поправки на изменяемую трансформацию региональной компоненты, усовершенствует требования к системе географической и структурной диверсификации внешней торговли регионов, выровняет пропорциональное соотношение внешней торговли к реальным показателям экономического потенциала.
При этом, учитывая традиционное торговое влияние РФ в Юго-Восточных регионах Украины для экономической стабилизации важно также рассредоточить торговую зависимость от единых стран-партнеров, путем усиления роли внутренней мультирегиональной торговли. В совокупности с консолидацией усилий с частным бизнесом власти в центре и на местах, расширение экспорта товаров и услуг в отдаленные регионы Украины, обозначенное даст синергетический эффект для положительного сальдо внешней торговли отдельных регионов.
Подводя итоги, быстрый процесс федерализации в условиях экономической нестабильности вызовет гражданский коллапс, финансовое ослабление украинского партнера, принесет несоразмерные финансовые затраты, что фактически обанкротит Украину.
Не исключаю, что руководство России настолько искренне хотят помочь нашему младшему брату, что не успело подсчитать эффекты и последствия для украинского государства. Но скорее наоборот, речь идет о хладнокровном расчете путем федерализации Украины, нейтрализовать для себя риски разрыва контрактных обязательств, технологического потенциала промышленных секторов производства сосредоточенные в Юго-Востоке Украины, даже путем сецессии территории Украины и посягательства на территориальную целостность независимого государства.

При этом все же стоит помнить, что, нарушая базовые принципы мироустройства, у нас есть возможность достичь лишь кратковременных выгод, которые в ближайшее время обернутся для населения России масштабными кризисными явлениями, вызванными введением системных экономических и финансовых санкций со стороны наших основных торговых партеров.
Добавил zitta zitta 30 Апреля 2014
Комментарии участников:
KaperDonjon
0
KaperDonjon, 30 Апреля 2014 , url
Еще бы такой же подробный разбор вероятных минусов варианта сохранения унитарности при прозападном правлении, и было бы замечательно.

А вообще, кризис на Украине возник не из-за экономических причин, а международных политических. Пока эти причины будут сохраняться и речи быть не может об улучшении экономики.
С такой точки зрения, федерализация действительно только усугубит экономические проблемы. По этому выгодными для украинцев в целях урегулирования политической ситуации предпочтительнее полное разделение страны или приход к власти по-настоящему пророссийских политиков.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать