Комментарии участников:
С 2006 по 2010 год ВТС России и Китая развивалось крайне медленно. Причиной этого, как рассказывал «Ъ» гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, стал резкий рост производственных мощностей китайских оборонных предприятий: «Им уже не требуется закупать для своих вооруженных сил готовые изделия в том количестве, как в предыдущие годы». Связи между двумя странами оживились к концу 2011 года, когда в авиации и авиастроении сумма контрактов приблизилась к $1 млрд. В 2012 году Россия и Китай заключили крупнейший контракт стоимостью около $700 млн на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф. Тогда же стороны подписали рамочный контракт по дизель-электрическим подлодкам «Амур-1650», его сумма оценивается не менее чем в $2 млрд. В 2013 году стороны сошлись в вопросе количества истребителей Су-35 для ВВС Китая (24 машины плюс по три запасных двигателя к каждой). В 2014 году стало известно, что Владимир Путин дал добро на поставку Пекину новейших систем ПВО С-400 (см. «Ъ» от 28 марта).
По словам источника «Ъ», близкого к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, в 2013 году Пекин приобрел российских вооружений и военной техники на сумму более $1,8 млрд, таким образом, заняв четвертое место по закупкам российской продукции военного назначения. «Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является для нас одним из самых привлекательных, наши позиции там достаточно крепки, поэтому ориентироваться мы будем в ближайшие годы именно на него, президент такую позицию разделяет»,— утверждает собеседник «Ъ».
Но говорить о том, что военно-техническое сотрудничество Китая и России идеально, нельзя: трудности возникают при заключении практически каждого контракта. Так, например, согласившись на поставку Су-35, Китай уже впоследствии потребовал внести изменения в облик самолета: в частности, оборудовать кабину пилота китайской авионикой. Однако испытать такую машину на территории РФ практически невозможно. Собеседники «Ъ» надеются, что после визита господина Путина в Китай вопрос «подвисших» контрактов будет разрешен в кратчайшие сроки.
Ничего высокотехнологичного Китаю везти нельзя. Они запустили своего кайфонавта? запустили. Так пускай теперь и самолёт и вертолёт запустят! Но сами. Это гораздо проще. Денег у них полно.