Комментарии участников:
Межведомственная комиссия: «Протон-М» сгорел из-за отказа рулевого двигателя воронежского завода
Основной версией крушения ракеты-носителя «Протон-М» с аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» назван отказ работы рулевого двигателя 3-й ступени, где, по данным телеметрических измерений, давление по неизвестной причине упало в 15 раз. Кроме того, третья ступень прекратила свою работу на 37 секунд позже, чем должна была.
Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска ракеты-носителя «Протон-М», который 16 мая должен был доставить на орбиту тяжелый спутник связи «Экспресс-АМ4Р» стоимостью 7,2 млрд рублей, в качестве основной предварительной причины крушения рассматривает сбой в работе рулевого двигателя третьей ступени, изготовленного на Воронежском механическом заводе, исключая при этом версии с ошибкой в наземных расчетах и сбое в системе управления.
«Экспресс-анализ полученной телеметрической информации говорит о том, что система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты, — заявил ИТАР-ТАСС председатель комиссии, первый замгендиректора ФГУП „ЦНИИмаш“ Александр Данилюк. — Ошибка в расчетах перед пуском также не могла стать причиной нештатной ситуации. Перед стартом „Протона“ полет моделировали с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета».
По его словам, в настоящее время основной версией аварии остается отказ рулевого двигателя третьей ступени. Как показали телеметрические измерения, давление в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе уменьшилось не на проценты, а в 15 раз. А так как регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено, оно не может быть заложенным в программу полета, отметил глава комиссии.
Кроме того, третья ступень прекратила свою работу на 37 секунд позже, чем должна была — она начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде, в реальности же полет завершился на 546-й секунде. Как подчеркнул Александр Данилюк, «Протон-М» был совсем новым — его изготовили в феврале 2014 года, а 18-го числа отправили на Байконур.
Предварительные результаты работы межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя будут озвучены до 22 мая, заявил в свою очередь глава Роскосмоса Олег Остапенко, уточнив, что в комиссию вошли 24 эксперта, представляющие Роскосмос, Минобороны РФ, Объединенную ракетно-космическую корпорацию, ФГУП «ЦНИИмаш», ФГУП «Исследовательский центр имени Келдыша», ФГУП «Научно-производственное объединение „Техномаш“, ФГБУ „ЦНИИ Войск ВКО“.
»Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы", — написал после этого вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook, сообщив что полеты ракет-носителей «Протон» будут приостановлены до окончания работы аварийной комиссии.
Параллельно с расследованием Роскосмоса в Воронеже на механическом заводе и Конструкторском бюро химавтоматики — где, соответственно был произведен и разработан отказавший двигатель, — созданы свои комиссии по расследованию причин инцидента.
Даже, если ошибка и в расчетах была, об этом никто не скажет, ибо это политически невыгодно. Признать, что ошибка в расчетах — это сродни гендиру высказать: «Да у нас все идиоты». Так же не озвучат причину, если она связана с какой-то архи-стратегически-важной вещью.
Поэтому, хотим мы или нет, придется довольствоваться отписками и отговорками. А жаль…
Поэтому, хотим мы или нет, придется довольствоваться отписками и отговорками. А жаль…