Операция «Отказ от доллара» началась: Япония и Китай будут напрямую обменивать свои валюты без пересчета в доллары

отметили
94
человека
в архиве
Япония и Китай будут напрямую обменивать свои валюты без пересчета в доллары. Следующая — Россия?

Отечественную платежную систему нужно создавать по образу и подобию китайской и японской, с тем, чтобы в перспективе она могла заключать соглашения с зарубежными партнерами, а затем можно выходить и на внешний рынок. С таким предложением президент РФ Владимир Путин выступил сегодня на встрече с главой группы ВТБ Андреем Костиным.

Схожие инициативы высказывались экспертами и раньше, когда речь только зашла о создании собственной системы на фоне санкций. Но почему именно Китай и Япония? Точно сказать сложно, но хочу обратить внимание на один факт. Еще на прошлой неделе Москва и Пекин договорились об увеличении объема прямых расчетов в национальных валютах, а буквально накануне появилось сообщение о том, что оба восточных соседа с 1 июня отказываются от доллара. Точнее — начинают прямой обмен своих валют без пересчета в американскую валюту.

Слово «отказ» пока что следует закавычить, поскольку переход на прямые расчеты между Россией и Китаем, и между Китаем и Японией при условии существующей привязки юаня к доллару принципиально пока ничего не меняет. Но сам по себе факт примечателен.

Еще год назад предположи кто-нибудь вслух подобное развитие событий, его просто подняли бы на смех. Ибо трудно было поверит в том, что США, которые за несколько лет до этого фактически запретили Японии продать свои казначейские облигации для ликвидации последствий аварии на Фукусиме, и вообще много лет до этого крайне болезненно реагировавшие даже на разговоры о возможном отказе от гегемонии доллара, возьмут и вдруг промолчат. А в случае с Японией (имея в виду ее фактическую оккупацию с 1945 года), по всей видимости, еще и санкционируют.

Предыдущие сорок лет весь мир был убежден «что нельзя просто так взять и отказаться от доллара». Оказывается можно?

По правде говоря, я опасаюсь загадывать на этот счет, потому что с некоторого момента перестал понимать логику принятия решений.

До зимы 2014 года все было в целом понятно. США печатали деньги (стыдливо называя это «количественным смягчением») и держали низкие процентные ставки, чтобы расходы на обслуживание громадного долга не были слишком уже большими. До поры до времени удавалось избегать высокой инфляции, поскольку деньги шли в основном на фондовый рынок (который в последние годы бил исторические рекорды) и, в общем, данная тактика приносила свои плоды.

Когда-нибудь, конечно же, денежная масса все равно вывалилась бы на потребительский рынок, и спровоцировали инфляцию (а возможно и гиперинфляцию) и кучу сопутствующих ей проблем, но на этот случай был припасен современный вариант «перманентной революции». США последние годы последовательно разжигали конфликты везде, где только можно, и в случае чего можно было использовать сценарий «война все спишет». При этом, при Обаме большой войны старались не допускать (слишком дорого), а обходиться медийными истериками и диверсионными операциями.
Добавил contested contested 2 Июня 2014
Комментарии участников:
contested
+12
contested, 2 Июня 2014 , url
России в этой схеме была уготована роль как раз того последнего рубежа, который будет задействован аккурат перед острой фазой экономического кризиса. Во-первых, потому, что реинкарнация «красной угрозы» — это как раз тот неубиваемый козырь, который спишет все экономические просчеты, а во-вторых, при всей буйной риторике СССР и США, если хотели, прекрасно между собой договаривались все годы «холодной войны». Ну и в российский период в этом отношении преемственность сохранилась. Так что в результате была бы грозная риторика, «холодная война» версия «лайт», но при этом в реальности все было бы нормально. Собственно, американские санкции в связи с Украиной это доказали.

Нестыковка в одном. Данный сценарий (условно назову его «гиперинфляционный») не предполагал потери долларом статуса мировой резервной валюты. Доллар бы остался как и был, тем более что США вполне может принудить и ЕС и Японию и Китай к сохранению его статуса. Ничего не мешает это сделать. Но … вероятно что-то пошло не так. Либо на ходу поменялись планы.

То есть Украину взорвали, но раньше времени и не так как должно быть (для США было бы идеально, чтобы это получилось как в Сирии).
С начала 2014 года стали сокращать программу «количественного смягчения» — не очень сильно, но в предлагаемой модели это вроде бы делать не логично. Как следствие – в 1 квартале упал ВВП США. А надо понимать что он гораздо более «рисованный» нежели ВВП России, и тем более ЕС: то есть, если американским властям пришлось официально показать спад, значит его просто не удалось закамуфлировать.

И теперь приплюсуем упоминавшееся уже соглашение Японии и Китая. Повторюсь — если его подписала Япония, значит — это было согласовано с США.

Таким образом, планы меняются и по сути сегодня сами власти США в значительной степени рушат то, что выстраивалось ими начиная с 2001 года.

Тут можно вспомнить много чего, но я процитирую классика американской литературы О' Генри: «настоящий трест может лопнуть только изнутри». Самое опасное сейчас для США и для всего остального мира – это «шараханья» и плохо подготовленная импровизации.

Это кстати подтверждается и историей СССР, который по факту начал разваливаться не с путчем в 1991 году, а несколько раньше – когда не разогнали демонстрацию в Вильнюсе. Я думаю, прими тогда Горбачев жесткое решение – мы бы и сегодня ходили под красными флагами и принимали бы детей в пионеры. Обратный пример в этом смысле – Китай и события 1989 года на площади Тяньаньмэнь.
Лаврентий Хазлер
0
Лаврентий Хазлер, 2 Июня 2014 , url
+1 Сомневаюсь что Япония могла как-то умышленно навредить США, 100% это согласованный с госдепом «мув». Отсюда вопрос — чего там могли придумать в «Б» клубе товарищи? Поняли что безъисходка, и начнут сами гробить доллар а потом скажут что это все из-за путина и начнут войну? И все по новой, новые ямайские соглашения и тд?
Vagner
+4
Vagner, 2 Июня 2014 , url
Спасибо за статью.
ArtfulSun
+6
ArtfulSun, 2 Июня 2014 , url
Китай сделал свой ход, не слабый такой по силе. Японцы предали США, а ведь это неопотопляемый авианосец для амеров. Может Китай уступил японцам чутка островов, или у последних просто не остается выбора? Япония, как и Китай, держат свои чбережения в баксах, — не уж то не боятся их потерять!?
Don Chipsone
+10
Don Chipsone, 2 Июня 2014 , url
PM
+1
PM, 2 Июня 2014 , url
Полностью согласен.
vmizh
+8
vmizh, 2 Июня 2014 , url
просто — НЕльзя, согласен. А потихонечьку и сложно — можно и даже нужно. В этом и есть проблема…
tur80
0
tur80, 2 Июня 2014 , url
Может такая политика (уменьшение смягчения и т.д.) связана с тем, что демократы поняли, что конец неизбежен и пытаются просто его оттянуть с тем, чтобы после выборов 2016 победили республиканцы и конец случился при их президенстве. Одним из признаков развития такого конца может быть невнятный кандидат в 2016г от демократов, например Обама с нулевым рейтингом.
Marlan
-1
Marlan, 2 Июня 2014 , url
Может в свете грядущих событий ипотечный кредит в долларах взять?
thy
+1
thy, 3 Июня 2014 , url
Вполне может быть, что Украина была отвлекающим шагом: действительно, слишком быстро и как-то несуразно там все случилось. Как-то слабо верится, что система, выстраиваемая чуть не 1913-го года, в один момент дала сбой из-за неудачной революции.
Вполне может быть, что США сейчас рассчитывают задавить своего «давнего врага», т.е. Россию с помощью Китая, ибо, если их столкнуть, а при дальнейшем усилении Китая это будет неизбежно, то это откроет широкие перспективы. И никакая Япония и ЕЭС тут не помешают.
В общем, посмотрим.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать