Комментарии участников:
При этом рынок платежей банкам терять никак нельзя: после кризиса он для них вновь стал одним из самых важных. Банки пытаются интегрировать новые технологии оплаты в свои бизнес-модели. Но рынок развивается так быстро, что технологические лидеры (интернет-компании) уже убежали далеко вперед: скоро они интегрируют реальные, интернет и мобильные каналы оплаты. Это может полностью изменить существующую систему платежей, предостерегают в Deutsche Bank. Владелец LiveInternet Герман Клименко вспоминает, что банковская индустрия в России пыталась войти в интернет достаточно давно. Но 15-20 лет назад мелкие платежи – то, на чем банки сейчас зарабатывают, были не интересны будущим интернет-гигантам. «В 2000-м году при продаже List.ру Юрию Мильнеру я оговаривал возможность создать на базе Листа банк. Мне почему-то казалось, что мы из интеренета должны перейти в банковский сектор и снести его, — рассказал он «Эксперт Online». — В 2005 году я пытался убедить Аркадия Воложа, что банк «Яндекс» будет революционным начинанием. К сожалению никто из индустрии интернета не занял сектор, и мы подарили его Олегу Тинькову (ТКС Банк)». Клименко не сомневается, что с уходом из нашей жизни бумажных денег (а это будет происходить с нарастающей скоростью) необходимость в 1000 банков даже для такой большой страны, как Россия, отпадет. «Ее и сейчас уже нет. Банковский сектор идет к катастрофе, его удерживает по большому счету Центральный банк, хотя регулярные отзывы лицензий у мелких банков говорят о том, что диагноз верен, — поясняет владелец LiveInternet. — В банковской индустрии в России служит около миллиона человек. Если вы, ваши жены, дети работают в банке, скоро они лишаться работы. Смотрите сами: в Сбербанке заняты 250 тысяч человек, а в ТКС Банке — 6000. Что будет делать банковская индустрия с балластом из сотен тысяч операционисток? Когда исчезнут бумажные деньги, один условный Тиньков сможет обслуживать всю систему». Facebook, крупнейшая социальная сеть в мире, уже предоставляет пользователям финансовые услуги, в частности позволяет американским пользователям различных приложений в соцсети переводить деньги за «встроенные» покупки разработчикам этих программ. В прошлом году компания провела такие переводы на общую сумму $2,1 млрд. Комиссии за обработку платежей могут достигать 30% от их суммы и в прошлом году обеспечили соцсети около 10% от всей выручки. Весной 2014 года стало известно, что Facebook готовится выйти на европейский рынок финансовых услуг. В ближайшие недели компания может получить лицензию Центробанка Ирландии на осуществление денежных переводов и работу с электронными деньгами. Корпорация Google намерена развивать собственную систему мобильных платежей и электронных кошельков. Компания уже получила разрешение британских регуляторов на выпуск электронных денег, которые, как и в случае с проектом Facebook, будут использоваться по всему ЕС. Такое же право недавно получил британский мобильный оператор Vodafone.
В Европе и США значительную часть рынка автоматизированных систем покупки и платежей занимает система PayРal. Она быстро разрастается, и сейчас пытается продвигать мобильные платежи и платежи в точках продаж. Для этого используется чип NFC мобильных устройств. Рынком мобильных платежей заинтересовались Google, Amazon и операторы мобильной связи. Они также развивают технологии NFC («коммуникации ближнего поля»), превращающие телефон в платежную карту. Кошелек Google, представленный в 2011 году позволяет проводить бесконтактные расчеты в офлайн магазинах. Партнерами Google стали Citi, MasterCard и другие. Правда, мобильные операторы борются с Google, который мешает разработке их собственных аналогичных решений. Apple оставила Iphone 5 без чипа NFC, но у компании уже появилось приложение Passbook, которое позволяет хранить информацию о посадочных билетах, купонах и т. д. Производить расчеты с помощью этой системы нельзя, но Deutsche Bank считает ее первым камнем в будущей системе расчетов от Apple. Лидеры пластикового рынка также пытаются выйти на рынок мобильных платежей. У них есть огромное конкурентное преимущество: они владеют развитой инфраструктурой платежей, наработанной базой клиентов — как пользователей, так и магазинов. Им нужно просто расширить существующую модель, чтобы завоевать значительную часть нового рынка. MasterCard, например, предложила систему PayPass — в обычную карту встроен чип NFC. Visa уже предложила схожую систему Paywave. Кроме того, как было сказано выше, обе компании сотрудничают с Google. Традиционная модель бизнеса операторов мобильной связи исчерпывает себя, замечают в Deutsche Bank. Поэтому операторы, которые не могут наращивать доход от услуг связи, выходят на рынок мобильных платежей. Для этого у них есть все возможности — от налаженной системы финансовых взаимоотношений с клиентами до прекрасных связей с производителями телефонов. Так, оператор Vodafone совместно с Visa запустил в Германии сервис мобильного кошелька на основе приложения Vodafone SmartPass Visa. Vodafone Wallet и Vodafone SmartPass Visa доступны уже в большинстве городов Германии и Испании. В 2014 году сервис планирует запустить в Нидерландах, Великобритании и Италии. По данным Strategy Analytics, через рынок мобильной коммерции с использованием NFC будет проходить к 2017 году до $48 млрд. На быстро развивающемся рынке наверняка появятся независимые от игроков из смежных отраслей — стартапы, которые предложат самые инновационные проекты. А вот место банков на этом рынке не вполне понятно. Большинство европейских банков сложно назвать инноваторами в области мобильных платежей, признают аналитики Deutsche Bank. В США и Японии банки продвинулись в этой области чуть дальше. Но и в этих странах они не выдумывают ничего нового, а, скорее, идут на поводу у технологических лидеров, например, у того же Google. Все, что они могут предложить — это клиентская база.
Учитывая все вышесказанное, казалось бы, остается только поинтересоваться: когда закроется мой банк? Но все мы помним, как уже лет 20 назад многие эксперты предрекали чуть ли не мгновенную смерть всех бумажных СМИ в эпоху интернета. Директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков уверен, что пока ряд банковских услуг лицензируется регулятором, без традиционных банков не обойтись. «Не будут же «Яндекс» или Alibaba гарантировать, например, сохранность ваших депозитов и отчислять взносы в Фонд страхования вкладов, — пояснил он «Эксперт Online». – С другой стороны, появляются, например, различные подарочные карты в супермаркетах, что указывает на размытие рынка традиционных банковских услуг». ЦБ, конечно, не оставил без внимания денежные расчеты в интернете. Согласно закону «О национальной платежной системе», с 29 сентября 2012 года системы электронных денег в России могут работать либо в рамках НКО, либо как банк. Помимо «Яндекс. Денег», статус НКО получили WebMoney и Деньги@Mail. Ru. Первой платежной системой, которая обзавелась собственным банком, стала компания Qiwi. В 2011 году холдинг Qiwi объявил о покупке 100% акций 1-го Процессингового банка. Наличие банковской лицензии позволяет выпускать банковские карты, а также заняться кредитованием, чего нельзя делать НКО. Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов также не считает угрозу банкам со стороны интернет-компаний неотвратимой: «Да, интернет-порталы дают гигантскую аудиторию, и как каналы продвижения финансовых услуг эти сервисы могут быть интересны. Но о конкуренции их с банками сложно говорить – они под это не заточены, если не брать синергетические проекты, типа «Яндекс. Деньги», — пояснил он «Эксперт Online». – Другое дело, что банки должны изменяться и своевременно предоставлять клиентам весь спектр услуг, появляющихся благодаря интернету». Кстати, тот же Сбербанк не стоит на месте. В ноябре 2013 года сервис «Яндекс.Деньги» (с недавних пор на три четверти принадлежит Сбербанку) объявил о введении новой услуги. У пользователей Рунета появилась возможность отправлять деньги непосредственно по электронной почте, «вкладывая» нужную сумму в письмо, как обычный файл. Достаточно завести учетную запись в «Яндекс.Почте», зайти в нее, кликнуть на кнопку «Деньги», ввести нужную сумму и платежный пароль кошелька в «Яндекс.Деньгах» или одноразовый пароль из СМС — и можно отправлять письмо. Его адресат может переложить всю сумму в электронный кошелек или отправить на свою банковскую карту.