Комментарии участников:
«Резкое снижение доходов населения и чистой прибыли бизнеса привело к снижению спроса на кредиты до нуля, так как и те, и другие не имеют средств для обслуживания задолженности. Более того, увеличилась доля просроченных кредитов. Часть банков пострадали от того, что лишились крымских филиалов и рынка в целом», – говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева.
В итоге украинские банки испытывают дефицит ликвидности в размере 6–8 млрд долларов, посчитала эксперт. Кроме населения, деньги выводили и сами банки (акционеры и партнеры): за рубеж с начала года утекло порядка 240 млрд гривен (20 млрд долларов).
Убыток украинских банков в 900 млн долларов за первые пять месяцев – это слишком много даже для такой драматической ситуации в экономике страны, считает Авакян. Для сравнения: объем активов украинского банковского сектора оценивается менее чем в 70 млрд долларов.
В сравнении с Россией
В России ситуация в банковской сфере куда более обнадеживающая, даже несмотря на рекордный отток капитала из страны в первом квартале и ситуацию с Украиной.
Так, первый квартал банковская система России прошла неплохо, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. За это время активы банковской системы выросли на 3,4%.
Кризиса в банковской системе не наблюдается, о чем свидетельствует промежуточный стресс-тест нашего Центробанка. Ситуация с 1 января (когда проводился последний стресс-тест) по 1 апреля 2014 года в целом не изменилась, заявил в конце прошлой недели первый зампред ЦБ Алексей Симановский.
Единственное, что этот стресс-тест показал увеличение рисков кредитования, в том числе рост необеспеченного кредитования, добавил он. Впрочем, проблемы с рискованным кредитованием существовали и до кризиса на Украине. Банк России начал бить тревогу по поводу слишком быстрого роста просрочки по кредитам населению, в том числе из-за того, что банки стали направо и налево выдавать кредиты непроверенным заемщикам без какого-либо обеспечения, да еще под супервысокие проценты.
Однако стресс-тесты показывают, что «банковская система в целом остается устойчивой, несмотря на рост нестабильности», заявила в Госдуме в пятницу председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Нарастание рисков не носит критический характер, соглашается Симановский.
Через неделю ЦБ проведет полноценный стресс-тест банковской системы и уже сделает более детальный срез по рынку. Однако и сейчас наблюдается рост кредитных портфелей, в структуре розничного кредитования все большую долю занимает ипотека, а это обеспеченные залогами кредиты. Темпы роста ипотечного кредитования достигли 34%, говорит Набиуллина.
В первом квартале неожиданно высокий рост на 6% показал сегмент кредитования юрлиц, чего не было уже давно. В ЦБ это объяснили тем, что российские корпорации в силу угрозы закрытия рынка капитала за рубежом поспешили перекредитоваться у отечественных банков.
Российские банки, которые держали валютные средства в иностранных банках, в первом квартале стали переводить их в другие российские банки. Если такие переводы продолжатся, то это может создать сложности с достаточностью капитала банков. Однако ЦБ не позволит ситуации ухудшиться и при необходимости может пересмотреть требования к достаточности капитала на валютные вложения российских банков в другие банки.
Пока же ожидания Банка России в целом по рынку на этот год вполне оптимистичные. Активы российской банковской системы в текущем году могут вырасти на 15–20%, заявил в конце мая зампред ЦБ Василий Поздышев. Кредитование физлиц в этом году вырастет на 25%, также ожидает он.
Банк России по поручению президента Владимира Путина также разрабатывает механизм проектного кредитования – долгосрочных кредитов под низкие проценты, которые должны помочь сельскому хозяйству, промышленности и в целом экономике страны.
Конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс один процент. Такое кредитование обещают запустить к концу 2014 года.
Сравнивать банковскую систему Украины и РФ не приходится. «У России существуют четкая политика и стратегия в банковской сфере, а у Украины ее просто нет. ЦБ РФ точно обозначил свои цели и грамотно идет к их достижению», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик «Альпари» Анна Кокорева.
«Да, в нашей системе есть проблемы, в том числе и с ликвидностью, но они далеки от украинских проблем. К концу 2015 года Центробанк завершит санацию, оставив системно значимые банки, те в свою очередь проведут докапитализацию, перейдут к новым стандартам и будут жестче контролироваться. В итоге система будет более прозрачной и управляемой», – уверена эксперт.
Что ждет банки Украины
«Пока ситуация в стране не стабилизируется и банки не вернут доверие потребителей, банковскую систему Украины ждет печальное будущее, рост убытков, дефицит ликвидности и сокращение количества игроков на рынке, – ожидает Анна Кокорева. – Сейчас банкам нужна финансовая поддержка со стороны НБУ, но у регулятора нет на это средств. Не помешала бы и санация сектора, чтобы оставить только сильные организации и оказать им помощь».
«Все движется к дефолту, единственное, что удерживает экономику от этого состояния сейчас, – это кредитные вливания. Однако кредиты – это бумажные деньги, их ведь нужно еще возвращать, и годятся они разве что для рефинансирования текущих обязательств, особенно учитывая то, что большинство кредитных обязательств Украины – краткосрочные (до трех лет)», – считает Авакян из AForex.
По прогнозу Авакяна, ситуация в банковском секторе и в целом в украинской экономике в этом году будет критичная, и в 2015 году она не слишком улучшится. Некоторое улучшение положения возможно лишь в 2016 году, и то лишь в том случае, если руководству страны удастся найти некий компромисс с Россией в свете предстоящего подписания ассоциации с ЕС.
Нет, если бы они предполагали, что она у них на Луне, то они бы ни за что не начинали гражданской войны: они были абсолютно уверены, что их банковская система на Юпитере, если не вообще за пределами солнечной системы или даже вне нашей галактики. Они же укры!
По мере развала украинской экономики боевики-правосеки будут все больше терроризировать население, отнимая у него материальные ресурсы. Такой рэкет будет происходить не только на Донбассе, но и в других областях. Возможно, надеюсь, это изменит идеалистические представления многих свидомых об украинском национализме.
В итоге украинские банки испытывают дефицит ликвидности в размере 6–8 млрд долларов, посчитала эксперт. Кроме населения, деньги выводили и сами банки (акционеры и партнеры): за рубеж с начала года утекло порядка 240 млрд гривен (20 млрд долларов).Вот из-за этого и банковский кризис: сами банкиры-то не в убытке. Как и в России.