Россия прощает должников

отметили
10
человек
в архиве
Россия решила проявить щедрость по отношению к некоторым странам и отказаться от взыскания с них долгов времен СССР. Недавно власти простили 30 млрд. долларов Кубе, сейчас ведутся переговоры с Пакистаном о списании долга страны в размере 1 млрд. долларов. Такая же договоренность может быть достигнута и с рядом других государств. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, всего за последние 14 лет страна простила долгов на общую сумму свыше 100 млрд. долларов.

Практической пользы нет

Как пишут «Новые известия», российские власти обосновывают такую легкость отказа от причитающихся стране средств высокой вероятностью их невозврата: большинство должников – это бедные страны третьего мира, которые не в состоянии платить. Списание долгов, говорят эксперты, становится хорошим подспорьем для получения привилегий для российских компаний в этих странах и усиления влияния Москвы. Но в то же время роль большинства стран-должников на мировой арене столь невысока, а экономическое перспективы так незначительны, что практической пользы от этой щедрости для РФ просто нет.

Последним громким списанием стало прощение Кубе 90% (порядка 30 млрд. долларов) из 35-миллиардного долга, который сохранился за Гаваной со времен Советского Союза. Оставшиеся 10% задолженности будут реструктурированы уже по устоявшейся схеме – Куба должна будет выплатить их в течение следующих десяти лет регулярными полугодовыми платежами. Впрочем, они будут направляться на инвестиционные проекты на Кубе, приоритет которых будет определять двухсторонняя комиссия. То есть, по сути, деньги Остров свободы не покинут, а будут направлены на развитие страны.

Эксперты отмечают, что в случае с Кубой нет никаких перспектив, что в ближайшие 30 лет страна достигнет уровня, позволяющего ей вернуть долг. Причем, как говорит «НИ» директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель, здесь не имеет значения 30 млрд. или 300 млрд. Это в любом случае неподъемная для страны сумма.

В этой связи позиция Москвы заключается в необходимости извлечь максимальную пользу из благодарности страны за прощение долга. Владимир Путин признал, что Россия намерена «наверстывать упущенное» и восстанавливать свое присутствие на Кубе, отношения с которой после развала СССР довольно резко деградировали. Сумеет ли Россия нарастить свое присутствие в экономике Кубы – вопрос открытый. Обещания политической дружбы уже получены.
Добавил Vagner Vagner 1 Августа 2014
проблема (1)
Комментарии участников:
Vagner
+1
Vagner, 1 Августа 2014 , url
Бонусы за списание

В вопросе получения бонусов за списание задолженности показателен пример с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР), которой Россия простила 10 млрд. долларов (90%) долга, а оставшиеся 1,09 млрд. долларов КНДР будет выплачивать полугодовыми платежами следующие 20 лет. Соглашение о реструктуризации долга было подписано в сентябре 2013 года. Но, как и в случае с Кубой, средства останутся в экономике страны – пойдут на финансирование проектов в сфере здравоохранения, образования и энергетики Северной Кореи. Да и политическая польза от данного решения для России выглядит сомнительной – кроме РФ и КНР Северная Корея практически ни с кем не развивает сотрудничество.

Относительно полезным из последних списаний можно назвать разве что прощение свыше 500 млн. долларов Киргизии в 2012 году. В обмен на это Киргизия одобрила пребывание на своей территории российской военной базы. Кроме того, Бишкек закрыл американскую базу «Манас».

Как отмечают эксперты, Москва в основном прощает те долги, шансы вернуть которые близки к нулю. «Это довольно обывательская точка зрения, что такой долг чего-то стоит и его можно вернуть, – говорит «НИ» старший научный сотрудник Центра экономических исследований Института стратегических исследований Николай Трошин. – Решения о списании долгов принимаются, как правило, уже тогда, когда речь идет о невозвратных долгах».

«По-хорошему это наши деньги, вынутые из карманов граждан. И хотелось бы поругаться на правительство. Но есть такое понятие, как «плохие долги», – напоминает в беседе с «НИ» руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Максим Братерский.
Однако были и долги, списание которых не выглядит рациональным и вызывает недоумение. Так, в 2008 году на пике нефтяных цен Ливии было списано 4,6 млрд. долларов долга, хотя правительство Муаммара Каддафи нельзя было назвать некредитоспособным. Правда, в качестве ответной услуги Россия должна была получить многомиллиардные контракты для нескольких российских компаний. Договора действительно были подписаны, но из-за начавшейся в стране войны до реальных проектов дело так и не дошло и выгоды от них РФ не увидела.

Не лучше ли подождать?

Но почему же Россия просто не откладывает накопленные перед ней задолженности в дальний ящик и не ждет, когда должники окажутся способными расплатиться по своим обязательствам, как делают европейские и американские кредиторы? Напомним, что Франция не отказалась от своих притязаний на царский долг и получила его возмещение от России в 1996 году, когда был подписан соответствующий меморандум. Но опрошенные «НИ» эксперты считают, что в случае с большинством стран-должников бывшего СССР возврат денежных средств даже в перспективе 30–50 лет выглядит слишком маловероятным, чтобы на него рассчитывать. «Бедные страны, как правило, богаты ресурсами. А ресурсы сейчас самый ходовой и дорогостоящий товар, – отмечает Николай Трошин. – Потому налаживание экономического взаимодействия может принести России реальную пользу. А что касается вопроса с Францией, тут дело скорее не в том, что она решила ждать, а что Россия приняла решение платить, демонстрируя таким образом историческую преемственность».

Большую часть задолженностей, накопленных перед Россией странами третьего мира, наша страна списала по совету Парижского клуба кредиторов – неофициальной межправительственной организации развитых стран-кредиторов, в которую входят 19 государств, в том числе и Россия (с 1997 года). На прощении кредитов, выданных во времена СССР, настаивает и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Большинство самых бедных должников перед Россией – это страны Африки, которым в период с 2005 по 2012 год был прощен долг на общую сумму в 11,3 млрд. долларов. Основная часть этой задолженности сформировалась в результате поставок советской военной техники и оружия, поставками которых СССР поддерживал лояльные Москве режимы. В этой связи Максим Братерский напомнил о популярности сейчас в мире американской концепции «одиозных долгов», подразумевающей, что кредиты, взятые властью на поддержание собственного режима и подавление населения, а не на нужды народа и развитие государства, считаются личным долгом диктаторов, а не страны. Поэтому они безусловно должны прощаться страной-кредитором.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать