Комментарии участников:
Цена нефти для КНР рассчитывается российской стороной ежемесячно исходя из цен на поставки углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сообщалось, что в марте 2011 года КНР платила около $60 за баррель, в то время как Urals (основной сорт российской экспортной нефти, уступает поставляемой в Китай в качестве) тогда стоил в районе $110 за баррель. Таким образом, возможная цена для нового японского НПЗ может приблизиться к рыночной. Цена на Urals формируется на спотовом рынке (то есть не на бирже); в последнее время Urals дешевле Brent (торгуется на лондонской бирже ICE Futures) на $1,5–2. Фьючерсы на Brent с ноябрьской поставкой стоили 24 сентября на уровне $96 за баррель.
— Даже за счет только своих вложений Японии будет выгоднее разместить завод на побережье России, чем у себя, — рассуждает руководитель экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. — То, что японцы не хотят строить НПЗ у себя, связано и с экологией: строить новые НПЗ достаточно сложно, в том числе из-за перенаселенности страны. Кроме того, переход японцев от закупки сырья к непосредственному производству нефтепродуктов на нашей территории, не может не радовать правительство. У нас, несмотря на сближение с Китаем, в правительстве много опасений по поводу большой зависимости от этой страны. Япония — реальный противовес Китаю в этом регионе.
Япония опасается и за безопасность поставок нефти с Ближнего Востока, заметил Валерий Кистанов. Он напомнил, что нефтяной импорт Японии из этого региона занимает порядка 85% от общего объема.
— Япония зависит от импорта ресурсов, поэтому там очень большая часть и бизнесменов, и политиков выступает за сближение с нами как с ближайшим поставщиком нефти и газа, — считает Кистанов. — На эту политику повлияла и трагедия на «Фукусиме», после которой Япония решила замещать ядерную энергетику сырьевой.
Что будет производить японский НПЗ
— Надеемся, что осенний визит Путина в Японию откроет нам такие перспективы (строительства нефтеперерабатывающего завода. — «Известия) и межправительственный договор будет подписан, — подытоживает мэр Ниигаты. — Сейчас правительством Японии готовятся документы и соглашения с Россией, и, согласно нашим данным, в них, скорее всего, войдет также трубопровод (между Сахалином и островом Хоккайдо. — «Известия»).
Впрочем, сам визит Путина в Японию могут перенести на весну: японские СМИ 23 сентября сообщили, что отложить визит японцев попросили американские власти (официального подтверждения этой информации не было). В среду Япония также расширила санкции против России — по большому счету, она вынуждена сидеть на двух стульях.
Что касается ассортимента продукции планируемого НПЗ, то он, как и размер инвестиций и мощность производства, пока не был определен японской стороной — детали проекта проходят согласование на уровне премьер-министра страны Синдзо Абэ.
— На этом заводе будут производиться различные нефтепродукты — расклад будет зависеть от интересов самих инвесторов, — сказал мэр Ниигаты.
Он отметил, что предварительные договоренности о строительстве НПЗ уже были достигнуты с властями Приморья. В пресс-центре администрации Приморского края, однако, в течение недели не могли ответить на запрос «Известий».
Эксперты считают, что новый НПЗ возьмет за основу переработку нефти в мазут.
— Скорее всего, японцы возьмутся за мазут для электростанций, сейчас, спустя 3 года после аварии на АЭС «Фукусима-1» и спада интереса к мирному атому, у них недостаток электроэнергии. Инвестиции в завод могут составить порядка $3 млрд, если, конечно, они смогут проконтролировать траты, — предполагает Алексей Белогорьев.
Соглашается с ним и гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед.
— Японцы заинтересованы в России как в сырьевом рынке. Вероятнее всего, завод сделает акцент на мазуте, — пояснил он.
Кто может вложиться в НПЗ
По данным Синоды, в строительстве НПЗ заинтересованы три крупнейших нефтеперерабатывающих компании страны — JX Nippon Oil & Energy Co., Idemitsu Kosan Co. (по объему нефтепереработки на втором месте после Nippon), а также Showa Shell Sekiyu Сo. (крупнейший акционер с 35% — европейская Royal Dutch Shell, 15% у Saudi Aramco из Саудовской Аравии, 50% акций распределены между мелкими индивидуальными и институциональными инвесторами).
В Showa Shell Sekiyu подтвердили, что компания имеет виды на несколько проектов в России. Однако, как отметили в пресс-службе, пока Showa Shell Sekiyu не имеет подробных планов касательно строительства НПЗ в Приморье.
— Пока не подписано конкретных соглашений, об этом говорить рано, — прокомментировали в пресс-службе.
В двух других упомянутых компаниях сообщили, что у них вложения в строительство завода в планах не значатся.
— Наша компания уже ведет продажу смазочных материалов через свой московский офис, и мы заинтересованы в развитии этого бизнеса. Но на настоящий момент у нас нет планов по инвестированию в строительство НПЗ в России, — сказала представитель Idemitsu Kosan Тихиро Уеока.
Представитель JX Nippon Oil & Energy Казунори Тераучи также заявил «Известиям», что таких планов у компании пока нет. В этом году JX Nippon подписала контракт с «Роснефтью» о закупке до 200 тыс. т нефти ежемесячно по ВСТО. Также она участвует в строительстве для «дочки» «Роснефти», Восточной нефтехимической компании, установок производства нефтяного игольчатого кокса и отдельных установок по утилизации серной кислоты в ее будущем нефтехимическом комплексе в Находке.