[«сама идея прогресса ошибочна и порочна»] Крупнейшая попытка демодернизации России уже застолбила себе особое место в истории XXI века: возвращение страны к архаике идет уверенно и быстро

отметили
23
человека
в архиве
[«сама идея прогресса ошибочна и порочна»] Крупнейшая попытка демодернизации России уже застолбила себе особое место в истории XXI века: возвращение страны к архаике идет уверенно и быстро
Рассуждения о «традиционных ценностях», «скрепах» и обо всех прочих частностях – милые пустячки по сравнению с фундаментальным тезисом, который никто почему-то не спешит торжественно провозгласить с властных вершин, – что сама идея прогресса ошибочна и порочна и что держава от нее отрекается раз и навсегда.

Только желанием нашей интеллигенции услышать это наконец хоть от кого-нибудь из вышестоящих объясняется тот непомерный шум, который вызвали похвалы крепостному праву, прозвучавшие на днях из уст Валерия Зорькина.

На самом-то деле очередная статья главного стража нашей Конституции по стандартам его публицистики вполне себе умеренна. Он даже не против «форсированной модернизации», особенно в большевистском ее понимании.

Что же до крестьянской реформы Александра Освободителя, то взыскательный судья хоть и аттестует ее как наиболее провальную, но осуждает не столько конкретный факт освобождения крепостных, сколько вообще любые попытки «одним прыжком преодолеть разрыв между законом и массовыми представлениями о благе и справедливости… чреватые в итоге социальным хаосом, который, как правило, приходится гасить контрреформами и репрессиями…»

Иными словами, старейшина нашего истеблишмента даже и сегодня все-таки удерживается на стороне прогресса, пусть и приспособленного к потребностям народа, как он их понимает, и поэтому уравновешенного репрессиями и контрреформами.

Но действительность не так оптимистична, как председатель КС.

Принцип общественной модернизации, который, видоизменяясь, оставался если и не руководством к действию, так хотя бы лозунгом всех российских постсоветских режимов, на глазах теряет всякий смысл.

Ведь модернизацией обычно называют экономический рост, опирающийся на рыночные силы, равенство возможностей, укрепление прав и свобод, рост знаний и умений, открытость миру и все прочее, что увязывают с представлениями о прогрессе и уходе от архаики и косности.

Что из всего этого у нас сейчас есть? Вошедшее в моду слово «демодернизация» куда лучше подходит к сегодняшней российской жизни.

Начнем с прогресса в экономике. Точнее, с его отсутствия. Считается, что хозяйственная стагнация началась лишь пару лет назад. Но в действительности она длится уже шесть лет. Объем российского ВВП во втором квартале 2014-го (с исключением сезонных и календарных факторов) всего на 5% выше, чем был во втором (и последнем докризисном) квартале 2008-го. Это не рост. Тем более на фоне успехов, достигнутых в эти же годы мировым хозяйством и особенно экономиками стран ускоренного развития.

Сколько-то времени это можно было игнорировать, жаловаться на кризис 2009-го, заранее кричать о будущих подвигах, но чем дольше тянутся застойные годы, тем чаще пропаганда развивает мысль, что хозяйственный подъем – фетиш и держава может быть страшна врагам и без него.
Добавил suare suare 1 Октября 2014
проблема (1)
Комментарии участников:
suare
0
suare, 1 Октября 2014 , url
Идея глубоко архаичная. Но как без нее обойтись, если такой долгой стагнации Россия не видела со времен той самой отмены крепостного права? Если исключить, конечно, мировые войны и революционные переходы от капитализма к социализму и обратно.

Добавим к этому плавное, но устойчивое снижение реальных заработков и реального производства в рыночном секторе, ресурсы которого перекачиваются в казенные монополии, которые в отличие от сталинской эпохи никаких чудес развития не демонстрируют. Наоборот, все глубже увязают в долгах и нерентабельных проектах.

Разглагольствования о триумфах сталинской модернизации всегда абстрактны и другими быть не могут. Ведь любое реальное сопоставление с нынешним госсектором прозвучит для него как приговор.

Теперь о человеческом капитале, развитие которого считается обязательным элементом любой успешной модернизации. В бюджетные планы на предстоящие годы записано уменьшение трат на образование, медицину и сокращение буквально всех прочих инвестиций в этот капитал.

А на практике деградация гуманитарной сферы уверенно идет уже сейчас. В первом полугодии 2014-го расходы всех уровней и всех бюджетов на «социально-культурные мероприятия» (включая образование, здравоохранение, культуру и многое прочее) составили в текущих ценах 6,598 трлн руб. против 6,530 трлн руб. в первом полугодии 2013-го. С поправкой на инфляцию они уменьшились примерно на 7%.

А вот в 1930-х, когда было решено перейти в городах к всеобщему семилетнему обучению, за несколько лет построили столько же городских школ, сколько было в наличии до этого.

Такова разница между модернизацией, хотя бы и сталинской, и архаизацией десятых годов XXI века.

Что касается массированного вторжения в частную жизнь, попыток контролировать быт, управлять контактами в интернете, внедрять общеобязательную набожность, то об этом можно и не говорить. Все слишком ясно.

Но что сказать о равенстве прав и возможностей российских граждан? Именно по состоянию этих прав общество современного типа проще всего отличить от архаичного.

В позднем Риме граждан разделяли на honestiores (почтенные) – чиновников и силовиков, которым были открыты карьеры, а пытали их только по веским поводам, – и на humiliores (смиренные) – всех прочих, которым было гарантировано безупречно строгое обращение в сочетании с очень скромными карьерными шансами.

Это разграничение выглядит буквально идиллией по сравнению с тем, что царит у нас.

Наши «почтенные», пополняемые младшими членами своих семей, спаялись в замкнутую касту и имеют монопольный доступ к таким возможностям и таким ресурсам, о которых «смиренные» знают только из фольклора. Полтора десятка лет назад ради возвращения контроля над кавказскими автономиями там было воссоздано господство феодальных кланов. Тамошний опыт оказался заразительным. Сегодня эти порядки насаждены по всей стране.

Наступление архаики идет широким фронтом. Модернизация, успех которой еще недавно казался необратимым, сохраняет позиции лишь на отдельно взятых участках.

Россия прошла через много жесточайших переворотов, и еще живы люди, которые помнят последние из них. Но вот экспериментов такого интеллектуального замаха страна не видела уже века.

Никакой император, будь он Николаем Первым или Александром Третьим, не стремился отбросить свою державу так далеко назад. И никакой генсек, хотя бы и Сталин, не отказывался от самой идеи прогресса.

Оптимисты говорят, что все это поверхностно. Что нелепый архаичный наряд натянут на довольно современное общество, которое сбросит его в исторически короткий срок. Правы они или нет, но крики людей с острейшим чувством старого заглушают сейчас все остальные голоса.

Российская демодернизация уже застолбила себе особое место в истории XXI века.
Гудвин
+10
Гудвин, 1 Октября 2014 , url
Не вижу никакой политики «демодернизации» со стороны власти.
Попытки обеспечить независимость от внешних рынков в критичных областях — вижу.
Попытку говорить на равных и вести независимую внешнюю политику — вижу.
Попытку поднять наконец внутреннюю производственную базу в противовес глобализации экономики — тоже вижу.

Да, забыл. Попытку «демодернизации» РФ — вижу. Но источник ее лежит за пределами РФ. Все эти санкции финансовому, энергетическому, оборонному сектору, разговоры об отключении SWIFT, заморозки сотрудничества в области космоса и т.п.

Говорить, насколько эти попытки будут успешны (как с одной, так и с другой стороны) — имхо, рано.

suare
+1
suare, 1 Октября 2014 , url
источник: img.rg.ru
Суд скорый, правый и равный для всех
Судебная реформа Александра II: уроки для правового развития России




<резюмирующая часть статьи>



Сегодняшние историки и правоведы, рассматривая ту российскую эпоху, нередко склонны оценивать реформы Александра II в духе каких-либо теорий исторических циклов. Якобы реформы всегда сменяются контрреформами по причине экономической цикличности, как знаменитые хозяйственные «волны Кондратьева», или по причине «усталости от перемен», как у американского историка Артура Шлезингера-младшего, или из-за «смены поколений», как у Ортега-и-Гассета и других теоретиков.

А наш бывший соотечественник, а ныне американский профессор Александр Янов договорился до того, что Россия обречена на контрреформистские откаты по той причине, что она много веков назад приняла решение отказаться от «правильного» западного христианства в пользу «неправильного» православия. И потому, мол, православный народ, подчиняющийся догмам всевластной церкви, никогда не одолеет барьер правовой цивилизованности.

Мне уже не раз приходилось высказывать простой тезис: если реформы не удались, провалились, привели к неожиданным негативным последствиям, виноват не народ, а реформаторы. Никогда в истории никакому реформатору не был предложен для успеха реформ другой, более подходящий народ. И мы, отдавая дань уважения великой работе реформаторов, не имеем права уклониться от попытки понять их ошибки.

О том, что значительная часть реформ «царя-освободителя» действительно была неуспешна, спорить не приходится. И, значит, вопрос, почему это было так, по-прежнему требует ответа.

Наиболее провальной, по общему мнению специалистов, стала крестьянская реформа. Прежде всего она была очевидно половинчатой: формально даровала свободу, но не создала условия для того, чтобы крестьяне смогли этой свободой реально воспользоваться; освободила крестьян от власти помещиков, но усилила зависимость от общины (ведь земля не принадлежала крестьянину на правах собственности, ею распоряжалась община); дала личную свободу, но обесценила ее жесткой экономической зависимостью и т.д.

Но дело было не только в этом. Что-то такая реформа очень болезненно обрушила в российском обществе. Некрасов очень точно выразил эту мысль так: «Распалась цепь великая, распалась и ударила одним концом по барину, другим — по мужику». Какую «цепь великую» разрушила реформа? Она разрушила уже и без того заметно ослабевшую к этому времени связь между двумя основными социальными классами нации — дворянством и крестьянами. При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши».

Разорвав внутреннюю связь между элитой и массами, реформа окончательно закрепила за царем как носителем власти статус главного объекта народных чаяний, или, говоря современным языком, социальных ожиданий. Таким образом, основная линия социального напряжения — между властью и крестьянскими массами — лишилась важнейшего амортизатора в лице помещиков. И это стало одной из существенных причин роста «бунташных», а затем и организованных революционных процессов в России на исходе XIX и в начале ХХ вв.

Нельзя не сказать и о темпах реформ, которые были воистину беспрецедентными. Эти темпы предопределили не просто болезненный, а шоковый характер преобразований. Сама по себе болезненность для общества реформ такого рода не уникальна. По социально-культурному содержанию она очень близка к тем — крайне болезненным и кровавым — процессам перехода от феодализма к рыночному капитализму, через которые ранее проходила Европа. Но в Европе эти процессы все-таки были менее шоковыми, чем в России.

Ведь европейская городская буржуазия, вышедшая в основном из крестьянских масс, еще в феодальную эпоху обеспечила себе и крестьянству определенные гарантии свободы от феодального произвола, а также возможности судебно-правовой защиты. И очень постепенно освобождалась от опеки общинного коллективизма, а также очень постепенно вырабатывала те моральные нормы и обычаи, которые облегчали переход к классической правовой и судебной системе типа Кодекса Наполеона.

В России ни таких предпосылок, ни такого времени для адаптации реформы Александра II не давали. И потому погружение широких масс в новую нормативность жизни было исключительно шоковым. И здесь тоже была заложена мина замедленного действия, потому что скорость изменений не соответствовала культурным ресурсам общества, необходимым для быстрой адаптации к новой реальности.

Реформа законодательно отменяла старую систему социальных норм в условиях, когда новая система норм еще не была не только овнутрена и принята, но даже еще не была вполне осознана.

Реформа одновременно упраздняла устоявшуюся, привычную систему горизонтальных и вертикальных социальных связей, то есть создавала мощную сетку отчуждения между массами и элитой, между массами и государством как творцом такой реформы, и в немалой степени между элитой и государством. То есть создавала достаточно массовое ощущение погружения в нормативный и социальный хаос.

В этом хаосе стихийно возникало многое. Возникали те ростки новых и эффективных хозяйственных укладов, научно-технологических достижений, культурных прорывов, которые воспользовались обретенной новой свободой и позже становились гордостью России. Но — одновременно и заодно — возникали те эксцессы малых и больших бунтов, которые размывали державные скрепы и угрожали существованию устойчивой государственности. И именно поэтому хаос начали подавлять контрреформистским откатом. В том числе откатом в продвижении «суда скорого, правого, милостивого и равного для всех».

Впоследствии другой великий реформатор, Петр Столыпин, направил главные усилия на разрушение общинного землевладения и создание класса крестьян-собственников. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, — говорил он, — и вы не узнаете нынешней России». Но все дело в том, что этих двадцати лет у страны в запасе уже не было. Их не было во многом из-за ошибок предшествовавших реформ, которые подвели к тому, что напряжение между властью и обществом достигло такого предела, что великие потрясения уже невозможно было предотвратить. Но не менее важно и то, что реформаторы (и прежде всего сам П.Столыпин) недооценили значение для основной крестьянской массы той системы обязывающей взаимной общинной поддержки, которая позволяла — на основе представлений о коллективной общинной справедливости — выжить в голодные годы, после смерти кормильца или после пожара. И той устоявшейся в веках системы крестьянской общинной морали и личной нравственности, которая воспроизводила нормы этой коллективной взаимоподдержки. И создавала ощущение справедливости, разумеется, относительной справедливости, такого социального порядка.

Реформа Столыпина отнимала у крестьян эту общинную справедливость и предлагала взамен индивидуальную свободу, в которой почти никто из них не умел жить и которая лишала их общинных гарантий выживания. То есть реформа предоставляла то, что позже Эрих Фромм называл «невыносимой свободой». Невыносимой свободой от прежних норм, прежней морали, прежних представлений о справедливом и должном.

Если эти мои рассуждения в целом верны, то нельзя не попытаться приложить их к следующим двум «великим потрясениям» на пути исторического развития России. К октябрьской революции 1917 года и к декабрьской революции 1991 года.

Конечно, революция 1917 г. была беспрецедентным «взрывом» всей прежней социальной, государственной, экономической системы. И на первых порах сполна — и ужасающими средствами — пыталась реализовать свой лозунг сноса старого мира «до основанья».

Однако, действительно снося старое почти до основания, эта революция, во-первых, довольно быстро и решительно пресекла эксцессы революционного и послереволюционного бурления. А в ходе самой революции и особенно в послереволюционный период большевики в полной мере использовали в своих интересах издревле укорененный в широких российских массах общинный коллективизм.

Как бы ни называли это те, для кого приоритетной ценностью является личная свобода — стадностью, круговой порукой или как-то еще, — нельзя не признать, что именно эта ставка на трансформированный, приспособленный к новой эпохе общинный коллективизм и адекватную ему жесткую моральную нормативность во многом обеспечила великие достижения советской эпохи.

Чем с этой точки зрения стала новая революция 1991-1993 годов?

Эта революция, к счастью, не привела к огромной крови новой гражданской войны. Но ее экономические, политические, социальные, правовые, культурные импульсы по своим масштабам и шоковому характеру были вполне сопоставимы и с 1861, и с 1917 годом.

И здесь я хочу обратить особое внимание на сходства и различия.

Различия, конечно же, прежде всего в том, что эпоха и широкие массы стали совсем другими. Общество российское уже было глубоко модернизировано. Люди при всех несправедливостях советской бюрократической системы и эксцессах «телефонного права» привыкли к своему равенству перед законом и достаточно высокой степени личной независимости.

Однако и сходства было немало, о чем социологические исследования говорят достаточно убедительно. Был налицо отчетливый и устойчивый коллективизм, дополненный общинно-государственным патернализмом. Была соответствующая соционормативная система, в рамках которой представления о справедливости отвергали любые типы социального и экономического неравенства, не связанные с личными трудовыми, интеллектуальными, культурными достижениями и заслугами.

В этих условиях предложенный обществу президентом Б. Ельциным и его правительством «рывок в капитализм за пять лет» оказался для широких российских масс шоком, вполне соразмерным шоку крестьян российской глубинки 150 лет назад.

Особенно шоковой стала попытка «разрушить до основанья» весь комплекс «советской» моральной нормативности и советских представлений о справедливом. В том числе жесткое и навязчивое разрушение нормативных основ коллективизма и попытки его заменить как новой нормой воинственным и эгоистичным индивидуализмом, не ограниченным никакими взаимными социальными обязательствами. В том числе массированная атака на свойственные народному большинству нравственные нормы как на «совковость». В том числе внезаконный (и ощущаемый как несправедливость) характер приватизации значительной части бывшей общенародной собственности.

Каков результат?

Как показывают социологические опросы и многие коллизии в наших судах, тот стиль и тип социальной, экономической, политической, культурной жизни, который принесла России эпоха после революции 1991 года, очень широкие массы наших граждан лишь терпят как данность. Но — внутренне не принимают как справедливый и должный.

Причем социология показывает, что наибольшая степень этого неприятия относится к тем законодательным новациям, которые атакуют морально-нравственную сферу социального бытия. Это отмечается прежде всего у людей религиозных, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Это в большей мере выражено у пожилого и среднего поколения. Но это в отличие от результатов социологических опросов десятилетней давности начинает отчетливо проявляться и у вполне атеистичной молодежи. Новая законодательная «толерантность» в семейных, гендерных, поведенческих, образовательных отношениях встречает растущий — и все более широкий — протест.

В связи с приведенными соображениями и историческими аналогиями хочу еще раз заявить тезис, который не раз высказывал. О том, что любые попытки «одним прыжком» преодолеть разрыв между законом (и правоприменением) и массовыми представлениями о благе и справедливости чреваты социальными стрессами, шоком, ростом всех видов отчуждения в обществе, а также между обществом и властью и в итоге социальным хаосом. Который, как правило, приходится гасить контрреформами и репрессиями.

4 ноября 1864 года Александр II подписал четыре основных судебных устава
Новые Уставы предписывали:

— полное отделение судебной власти от административной;

— процессуальную независимость судей;

— единый суд для всех сословий (исключение — крестьянский суд по самым мелким делам);

— гласность судопроизводства;

— устный и состязательный характер судопроизводства;

— право сторон и подсудимых на защиту в суде, право на представление в суде корпорированным адвокатом;

— открытость для подсудимых всех доказательств, выдвигаемых против них.
Safovsky
+4
Safovsky, 1 Октября 2014 , url
Очередная манипуляция и подмена конкретных понятий о экономике на свои хотелки, плюс вырванная кусками статистика и последующие манипуляции с ней, + куча непонятных трактовок и отсебятины, короче мусор, а не статья.
i16chatos
-1
i16chatos, 1 Октября 2014 , url
Обычное шельмование власти обкакавшимися и изблёванными народом либерастами.
zabirov@yandex.ru
+4
zabirov@yandex.ru, 1 Октября 2014 , url
Ан нет. Ни один проект в области экономического и технологического развития топливного комплекса за последние 5 лет не сработал. За ГЭС никого не посадили. Реформу НТД в области промбезопасности проводят так- отменяют правила и всё.Как пример — ПБ по дымовым трубам ввели когда труба рухнула на НУНПЗ — счас отменили.
Программы правительства не исполняются — никто отвественности не несёт.
Попробуете проследить за 5 лет невыполненные программы по своему региону — станете экстремистом.
НО! Зато стабильность!
Гудвин
+4
Гудвин, 1 Октября 2014 , url
Согласен. Проблема, безусловно есть.
Антикоррупционное законодательство не работает. Ответственность за разбазаривание, неэффективное использование бюджетных средств никто не несет.
Результат деятельности чиновников не оценивается.

В общем, страна большая, бардака много, чистить-не перечистить.
Но можно ли говорить о направленной «деиндустриализации» или все же это банальное воровство и отсутствие нормальных рычагов контроля над деятельностью «слуг народа»?
oldpiu
+1
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
похвалы крепостному праву
Я вот искренне не пойму все наших «традиционалистов», архаистов, охранителей, казаков и прочих персонажей кунсткамеры. Чего такие полумеры? Смелости или честности не хватает довести дело до конца? К черту крепостное право — это модернизм по сравнению с первобытными общинами, совместной охотой и собирательством ягод и корений. Хорош бздить патриоты! даешь настоящий традиционализм!
oldpiu
+2
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
Разглагольствования о триумфах сталинской модернизации всегда абстрактны и другими быть не могут. Ведь любое реальное сопоставление с нынешним госсектором прозвучит для него как приговор.
Вот это непонятно было сейчас. Какая абстракция. если ежегодно издавались сборник Госстата СССР где учтен был каждый новый завод, предприятие, школа, библиотека, дом культуры? И какой приговор? В среднем во в 30- годы в год только крупных предприятий содавалось 600!
wow
-1
wow, 1 Октября 2014 , url
что сама идея прогресса ошибочна и порочна и что держава от нее отрекается раз и навсегда
По сути так и есть. Для традиционных обществ характерно циклическое движение событий и времени. Идея прогресса или линейного движения от вчерашнего примитивного к завтрашнему совершенному прививалась искусственно и значительно позже, когда надо было «узаконить» теорию эволюции Дарвина, которая являлась противоположностью идеи творения человека Богом.
По сути под заказ набравшей силу буржуазии естсественнонаучниками была создана картина мира альтернативная религиозной. Которая нужна была лишь для того, чтобы ослабить церковь и опирающуюся на неё монархию. И получить власть в свои руки. Так произошёл Великий Французский Майдан. С тех пор мир поменялся — боги были свергнуты, а безбожники-творцы-нового-мира заняли их место.
Последствия мы видим вокруг.
По сути отматывать надо чуть раньше. Прогресс это фантик на которую купили общество. Сама суть была в смене ценностей — отказа от души и Бога и присяга бездушной биохимической машине — организму. Которая потом породила безбожную и бездушную социальную культуру. И из-за которой Европа теперь умирает в своих не традиционных ценностях.

Как это не странно, но для обретения силы и величия как себя так и России придётся сначала обрести то мировоззрение и те ценности которые эту силу дают. Общественное и трудовое устройство это уже десятое дело. Да и никто уже не сможет вернуть ни крепостное право ни СССР — в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Любое социальное устройство можно продумать заново исходя из тех ценностей которые правят обществом.
oldpiu
0
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
А ничего что ты сейчас за буржуазным компьютером сидишь,, буржуазное электричество жжешь, и на тебе буржуазные шмотки? Лучина, землянка и шкура вместо одежды — вперед! А уже тогда вещай из землянки. А то как то очень лживо получается.

«узаконить» теорию эволюции Дарвина
Благодаря этому «узакониванию» мы имеем медицину и биологию в том виде каком она есть. До кучи, порви свой страховой полис медицинский. И молись своему богу — по идее он тебе должен все компенсировать. Попробуй, а мы посмеемся
wow
0
wow, 1 Октября 2014 , url
Возражение на уровне: «Бабушка тебе добра желает — ешь что дают и не возникай». Если что умней придумаете чем бабушкин умишко может, то с удовольствием подискутирую. А так нет времени.
oldpiu
0
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
бабушка тебе желает быть честным и не врать. Нехороший капитализм «искусственно» сдвинул цивилизацию из твоего любимого мракобесия на порочные рельсы прогресса? Так какого хера ты пользуешься плодами прогресса?
wow
+1
wow, 1 Октября 2014 , url
Такие мысли и есть мракобесие. Я не говорил того чего ты думаешь. Попробуй для начала понять собеседника прежде чем нападать на него размахивая прогрессом как труселями.
wow
0
wow, 1 Октября 2014 , url
К слову наличие медицины не доказывает верности гипотизы дарвина. Тем более что она так и не была доказана. Так что написанное не более чем бред.
oldpiu
0
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
К слову. Специально для неучей. Вся наша медицина современная произрастает из биологии и анатомии. Анатомия человека, просто вопит о том что теория дарвина верна. У вас даже хвост есть как и у всех людей и прочие рудиментарные органы. Лимбическая система мозга, практически идентичная низшим пресмыкающимся. Сколько было сделано открытий на основе аналогий, и сравнений мутаций разных видов. Открытий новых лекарств для человека! (восклицательный знак специально для неучей) Так что… насчет бреда… советую… опять в землянку и толкать такие вещи таким же — даровитым традиционалам, под лучинку
oldpiu
+1
oldpiu, 1 Октября 2014 , url
Тем более что она так и не была доказана
Почитайте… если лучина не догорит — antropogenez.ru/review/550/
wow
+1
wow, 1 Октября 2014 , url
Молодец, сам мне что-то приписал, и теперь хамишь и оскорбляешь. Обычное хамло, которое прикрывается какими-то знаниями, чтобы казаться умней на чьём-то фоне.
Научись читать что люди пишут, а не придумывать за них.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать