Комментарии участников:
В конфликтологии важны такие категории, как время и место. Территория, которую охватил новый международный конфликт, простирается на весь Ближний Восток: начиная от Афганистана и Пакистана на востоке и заканчивая арабским Магрибом на западе, включая Иран, Турцию и весь арабский мир. Что касается временных рамок, то их очень сложно точно определить. Можно лишь с уверенностью сказать, что это крупный международный конфликт, который не закончится ни через десятилетие, ни через два. Из его недр выйдут другие конфликты, и тогда он продолжится в них.
Еще по поводу «места» следует сказать, что после того, как по терроризму был нанесен удар в Америке, Европе и России, террористы Запада устремились на Ближний Восток, тем самым расширив географию своих действий. А по поводу «времени» следует отметить, что серия антитеррористических операций в начале века только способствовала разрастанию конфликта. Террористы смогли воспользоваться ими и усилить своё влияние на международном уровне.
Внутри этого большого конфликта происходит множество конфликтов более мелких, но не меньших по значимости. В их число входит «исламский конфликт» между государствами мусульманского мира во всем их многообразии. В нем участвуют различные диссидентские группы, меряются силами сторонники различных учений и «мазхабов». Если говорить о государствах, участвующих в этом конфликте, то здесь мы видим, как проявляются исторические различия между иранским, турецким и арабским исламом.
Если Иран представляет новый, «дикий» вид ислама, то турецкий ислам — это ислам «ихванов», которых светское турецкое государство постоянно пытается уничтожить. Адепты первого вида ислама открыто поддерживают терроризм. А «ихваны» осели на юге Турции, превратив его в нечто вроде Кандагара 80-х годов. Что касается арабских стран, то Саудовская Аравия, страны Магриба и большинство стран, не охваченных восстаниями, исповедуют традиционный ислам.
Если говорить о диссидентских группах, то здесь наблюдается сходство во взглядах в отношении терроризма у исламистских политических партий и религиозных террористических группировок. Например, движение «Братья-мусульмане» поддерживает несколько террористических групп, и потому считается террористической организацией в некоторых арабских странах. Запад уже отбросил идею убедить «братьев-мусульман» отказаться от терроризма. Приверженность терроризму свойственна как суннитским, так и шиитским организациям, созданным на религиозной основе.
Борьба внутри исламского лагеря продолжается уже несколько веков. Ее невозможно отменить, с ней приходиться смириться и научиться жить внутри нее. Но в условиях международного конфликта нашему хрупкому, но историческому сосуществованию угрожают фундаментализм, раздробленность и экстремизм. Отдельные личности, группы и целые народы как на Востоке, так и на Западе перестали определять себя как граждан какого-либо современного национального государства. Они вернулись к старым, традиционным определениям. Они называют себя христианами, мусульманами, езидами, иудеями и так далее. Затем идет более дробное деление на суннитов, шиитов, алавитов, зейдитов. И это все в то время как на национальном уровне люди делятся на арабов, персов, курдов, турков…
За долгую историю человечества мы видели достаточно насилия, исходящего от различных религий, наций, народов и государств. Терроризм не является неотъемлемым свойством ислама. Но это не отменяет того факта, что большинству религий, наций, народов и государств удалось порвать с прошлым и принять новое мировоззрение, сохранив при этом религию и заставив ее идти в ногу с человечеством. Эта задача пока не решена у большинства мусульман, и решить ее должны сами люди, а не религия.
Начать следует с отказа от политического ислама и религиозного насилия. Политический ислам опасен тем, что его поддерживают уже очень многие группы населения. Следует также принимать во внимание его живучесть и способность существовать в подполье. Насилие же опасно само по себе. В этой связи вспоминается фраза из фильма «Геркулес»: «Страна, в которой число проповедников превосходит число солдат, обязательно проиграет».
Во второй половине XX века, начался «война идеологий» — холодная война.
В холодной войне, которая продлилась всю вторую половину XX века, проявилось всё, что отличает идеологические конфликты от любых других. Коммунистические социалистические диктатуры сражались с либеральными капиталистическими демократиями. Первые были представлены странами Востока, вторые — Запада. И те, и другие вышли победителями из Второй мировой войны. В географическом плане война шла между целыми континентами.
Холодная война закончилась до того, как начался XXI век, закончилась победой западного блока и поражением Советского Союза, за которым последовал демонтаж советского строя в России и падение коммунистических режимов в других странах.