[«логику компьютера понимать перестал»] Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру Deep Blue в шахматы из-за случайного компьютерного сбоя, обычной ошибки компьютера

отметили
43
человека
в архиве
[«логику компьютера понимать перестал»] Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру Deep Blue в шахматы из-за случайного компьютерного сбоя, обычной ошибки компьютера
Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов — это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.

Первая партия в игре была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он перестал понимать логику игры машины, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась — Каспаров проиграл из-за сбоя в алгоритме работы компьютера в самой первой партии всего сражения.

Что такое Deep Blue ?

На то время Deep Blue был действительно очень мощной системой. Суперкомпьютер представлял из себя систему с 32-ядерным (32-node) процессором IBM POWER2, каждый из которых был подключён к восьми специализированным шахматным процессорам VLSI, работающим на серверной платформе RS/6000. Код Deep Blue был написан на С, а в качестве операционной системы использовалась IBM AIX. Deep Blue, просчитывал 200 миллионов позиций в секунду, а его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс.

Работа по созданию специализированных компьютерных систем велась в IBM, начиная с 1950 года. В 1985 году появился первый компьютер для решения узкоспециализированных шахматных задач. Его построил аспирант университета Карнеги Feng-hsiung Hsu, и эта система получила название ChipTest.

Чуть позже уже Мюррей Кемпбелл вместе с Feng-hsiung Hsu приступили к работе по созданию Deep Blue, став работниками IBM. Первая версия системы проиграла Каспарову в 1989 году. Второе поражение от человека система получила в 1996 году. И уже в 1997 все партии были выиграны машиной.

Проигрыш человека машине

На 44 ходу критической партии Deep Blue сделал, по всеобщему мнению, бессмысленный ход: переставил ладью с D5 на D1. Этот ход не давал никаких перспектив — ни позиционных ни каких-либо иных. Эту партию Каспаров выиграл, но логику компьютера понимать перестал, и последующие две партии (2-ю и 6-ю) сдал, проиграв все сражение.

источник: habrastorage.org

Сейчас выяснилось, что тот ход был обычным сбоем. Ранее инженеры IBM запрограммировали Deep Blue на выполнение безопасного хода, если случится какой-либо сбой. И когда этот сбой произошел, компьютер просто подвинул фигуру, вместо того, чтобы сделать просчитанный позиционный ход, что не принесло ничего, ни усиления, ни ослабления позиций.

Вот так обычная ошибка компьютера, баг, привела к поражению человека в эпохальном шахматном сражении «человек против машины».

По мотивам этой ошибки был снят документальный короткометражный фильм, который можно посмотреть здесь (хабрапарсер не пропускает вставку кода).
Добавил suare suare 27 Октября 2014
Комментарии участников:
Fireleo
+9
Fireleo, 27 Октября 2014 , url
Это забавно. Обычно в описании противостояния человека и машины, говорится, что человек победит из-за нестандартности мышления.

Оказалось — наоборот.
magmaster
+4
magmaster, 27 Октября 2014 , url
Психика сдала.
PIGMAN2
+1
PIGMAN2, 28 Октября 2014 , url
Это начало восстания машин


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать