Комментарии участников:
«Мы от этого отказались — это пахнет не очень кошерно», — заявил Леонхардт.
В июне 2013 года Леонхардт на три месяца приехал в Китай. Студенты на его лекциях спали, а атмосфера ученого попросту угнетала. Вопреки этому он выпустил ряд статей в престижных научных журналах, указав в качестве главной аффиляции Центр по оптическим и электромагнитным исследованиям.
Леонхардт планировал заняться изучением эффекта Казимира — эффекта, заключающегося во взаимном притяжении проводящих незаряженных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме. Для этого он планировал задействовать грантовые деньги, которых бы вполне хватило на приглашение коллег и оплату сопутствующих расходов.
Однако $116 741 из этих средств уже были потрачены китайцами на покупку оборудования, которое самому Леонхардту не было нужно. Причиной стал тот самый пресловутый пункт в контракте.
Более того, при изучении грантовой документации оказалось, что заявка на эффект Казимира и вовсе не упоминается. Речь в ней идет об изучении низкочастотных волн. А на покупку оборудования планировалось потратить $440 826, хотя изыскания Леонхардта носили сугубо теоретический характер. В то же время составлявший эти документы Сэйлинг Хэ как раз и изучает упомянутые волны.
После того как немецкий физик устроил скандал, его гранты были отменены.
«Он получал $20 000 в месяц. Ему не нужно было думать о деталях. В Китае нужно уметь проявлять гибкость», — написал Сэйлинг Хэ, уверенный в том, что разборки с Леонхардтом носят личный характер. Однако другие иностранные ученые, получившие гранты по программе «Тысяча талантов», также подтвердили несоответствия в документации. Исследователи, работающие напрямую с Сэйлинг Хэ, обвинений Леонхардта в адрес китайского ученого не поддержали.
Сам китаец настаивает на том, что немецкий физик любит судиться. Так, в свое время он судился с Сент-Эндрюсским университетом за неиспользованные им отпускные.
Что касается работы Леонхардта в Китае, то ни он, ни его коллега не вернулись в Поднебесную в 2014 году. К июню их контракты были расторгнуты. Несмотря на это Сэйлинг Хэ и его коллеги из Центра по оптическим и электромагнитным исследованиям попытались вернуть Леонхардта и даже присылали ему новые предложения.
Теперь Леонхардт работает в Израиле. В Китай он возвращаться не намерен.