Как стало известно «Ъ», «Роснефть» предложила президенту Владимиру Путину целый комплекс мер по поддержке экономики в условиях кризиса и санкций. Список обширен — от ограничения захоронений ядерных отходов до фактической экспроприации иностранного оборудования. Часть мер выглядит откровенным выпадом даже не против Запада, а против «Газпрома», позиции которого на рынке газа пытается оспаривать «Роснефть». В основном же компания требует беспрецедентных льгот для отрасли и самой себя. Источники «Ъ» считают ее желания объяснимыми, но труднореализуемыми.
«Роснефть» подготовила перечень мер господдержки реального сектора экономики и ответных мер против стран, которые ввели антироссийские секторальные санкции, рассказали «Ъ» несколько федеральных чиновников, знакомых с ситуацией. Многостраничный документ был направлен на имя президента Владимира Путина, затем попал на стол его помощника Андрея Белоусова, а сейчас анализируется в профильных министерствах, утверждает один из собеседников «Ъ». В «Роснефти» вчера от комментариев отказались.
Перечень предлагаемых «Роснефтью» мер поражает воображение, говорят источники «Ъ». В него входят ограничение международной кооперации в использовании российских модулей МКС, запрет на захоронение ядерных отходов из стран ЕС и США и возможный арест имущества этих стран и их граждан на территории РФ в качестве обеспечительной меры по неисполненным контрактам, введение требования к компаниями нефтегазового сектора осуществлять выплаты по долгам перед европейскими и американскими банками исключительно на основании отдельного решения Банка России (подробнее о других предложениях — см. справку). Особняком стоит идея о введении моратория на вывоз уже поставленного в Россию нефтегазового оборудования, в отношении которого введен запрет к использованию в проектах в РФ, независимо от режима его ввоза, то есть, по сути, экспроприация техники у западных сервисных и нефтегазовых компаний, добавил один из собеседников «Ъ».
Больше всего от возможной реализации таких мер могут пострадать европейцы: «Роснефть», в частности, предлагает рассмотреть введение 100-процентной предоплаты поставок газа в ЕС. «Это требование приведет к улучшению экономики „Газпрома“ и ухудшению положения европейских покупателей газа, поскольку потребует привлечения больших объемов оборотных средств»,— цитирует документ один из чиновников. Менее однозначно оценивается идея о заморозке проекта газопровода South Stream. Еврокомиссия не раз сама пыталась остановить его, но в «Роснефти» уверены, что в результате проблемы возникнут у ЕС, а не у России. «Несмотря на видимое противодействие, ЕС чрезвычайно заинтересован в реализации этого проекта, поскольку проблема энергетической безопасности Европы решается за счет средств РФ,— поясняет позицию главы „Роснефти“ Игоря Сечина один из знакомых с ней собеседников „Ъ“.— В нынешнем виде проект представляется крайне рисковым из-за планов ЕС использовать 50% построенных „Газпромом……