[«более пристальное изучение электоральной карты»] Украина не срослась: раскол стал менее заметен только из-за низкой явки избирателей на выборах в Верховную раду

отметили
18
человек
в архиве
[«более пристальное изучение электоральной карты»] Украина не срослась: раскол стал менее заметен только из-за низкой явки избирателей на выборах в Верховную раду
Украинские политики и эксперты называют едва ли не главным результатом голосования то, что в стране появились общеукраинские партии, и говорят о складывании «русскоязычного украинского национализма». Однако раскол, обозначившийся еще после «оранжевой революции», никуда не делся.

Последние десять лет страна была четко поделена на две электоральные зоны: восток и юг Украины неизменно голосовал за условно пророссийскую Партию регионов, а центр и запад — за партии, декларировавшие европейский путь развития страны. На первых после «оранжевой революции» парламентских выборах 2006 года Украина четко поделилась на сторонников регионалов – широкий пояс от Одессы до Харькова – и приверженцев тандема Ющенко — Тимошенко, бенефициаров Майдана 10-летней давности.

При этом ни в одном регионе явка не была ниже 60%. Такой результат был зафиксирован в Одесской области. А максимальный – в Тернопольской, где пришли к урнам 77,6% зарегистрированных избирателей.

Мало изменилась ситуация и на очередных выборах двухгодичной давности. «Батькивщина» взяла центр и запад, Партия регионов — восток и юг. Правда, Януковича поддержало еще и Закарпатье, видимо, благодаря проживающим там русинам. Особняком стоял только Львов, где выиграла радикально-националистическая «Свобода» Олега Тягнибока.

Там же избиратели оказались самыми дисциплинированными. Исполнить гражданский долг пришли 67,12% имевших право голоса жителей Львовской области. Неохотнее всех голосовали Крым и Одесса (49,45 и 49,64% соответственно).

Теперь же электоральная карта Украины может показаться значительно преобразившейся. Наследники Партии регионов из «Оппозиционного блока» смогли победить лишь в пяти областях – Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской. Традиционно голосовавшие за регионалов Одесса, Николаев и Херсон предпочли новоиспеченным оппозиционерам президентский «Блок Петра Порошенко».

Правда, в Одесской области блок Бойко, Мирошниченко и Рабиновича отстал от лидера лишь на один процент. Вторым он идет и в Николаевской области, проиграв 4%. А вот в Херсонщине бывшие регионалы уже только третьи, собрав вдвое меньше голосов, чем победивший БПП, и пропустив на второе место «Народный фронт». Правда, и во времена Януковича херсончане были для регионалов довольно ненадежным плацдармом. Они побеждали, но с минимальным отрывом. Традиционно сильные позиции были у Компартии, которая в этот раз вообще не преодолела 5-процентный барьер.

Также за БПП проголосовало Закарпатье, где на выборах 2012 года победу праздновала Партия регионов, а в 2006-м – «Наша Украина» Виктора Ющенко. Здесь разворот партийных предпочтений оказался самым радикальным: бывших «регионалов» закарпатцы не приняли даже под оппозиционным соусом. Впрочем, в таком голосовании можно увидеть и другую тенденцию: в самом западном регионе страны раз от разу голосуют за президентскую политическую силу.
Добавил suare suare 30 Октября 2014
Комментарии участников:
suare
0
suare, 30 Октября 2014 , url
Особняком стоит Киев: явка здесь несколько снизилась (с 62,11 до 57,32%), победу там одержал «Блок Петра Порошенко», а второе место с небольшим отрывом заняла партия «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового, вторым в списке которой был комбат Семен Семенченко. Спрос на «третью силу» в Киеве можно уже считать определенной закономерностью: по результатам предыдущих выборов победу на них одержал УДАР Виталия Кличко, который ныне возглавляет столичную администрацию.

Общеукраинский победитель «Народный фронт» занял в столице лишь третье место, что свидетельствует о том, что герои «евромайдана» потеряли в собственной Мекке былую популярность. Не близка киевлянам и активная военная риторика.

Все это заставило украинских политиков и политологов заговорить о том, что электоральный раскол до известной степени преодолен, страна стала более гомогенной, и даже о складывании, по выражению киевского политолога Вадима Карасева, «русскоязычного украинского национализма».

Картина, однако, существенно меняется, если сопоставить итоги выборов с явкой. Дело в том, что основные регионы востока и юга, традиционно обеспечивавшие сильные позиции в Раде Партии регионов, выборы, по сути, проигнорировали. В Луганской и Донецкой областях провал избирательной активности вполне объясним неспокойной ситуацией в этих регионах, часть которых контролируется ополченцами непризнанных республик ДНР и ЛНР. В Донецкой проголосовали лишь 32,4% зарегистрированных избирателей (59,63% двумя годами ранее), в Луганской – 32,87% (57,67%). Однако Одесская область, и раньше не баловавшая высокой политической активностью, показала и вовсе худший в истории независимой Украины результат — 39,75%.

Не лучше голосовали и другие области украинского юга и востока. В Николаевской области явка составила 42,8% (52,19% в 2012 году), в Херсонской – 41,36% (50,9%). В Запорожье на избирательные участки пришли 47,19% имеющих право голоса (55,97%), в Харьковской области — 45,32% (53%). Просела электоральная активность и в Закарпатье. Там в волеизъявлении приняли участие 44,58% зарегистрированных избирателей против 51,6% на выборах 2012 года.

А вот националистически настроенные западные области, наоборот, голосовали традиционно активно. Во многом благодаря им большинство в итоге получил «Народный фронт» Арсения Яценюка. Он победил в показавшей максимальный результат Львовской области (70% проголосовало), Ивано-Франковской (63,7%), Тернопольской (68%), Волынской (64,8%).

Поэтому если учесть поправку на явку, то есть все основания признать, что традиционное разделение на запад и восток никуда не делось. И если б в Одесской, Николаевской и даже Херсонской областях на выборы пришло хотя бы столько же людей, сколько два года назад, то оппозиция опять получила бы большинство. А в тех областях, где победила, отрыв был бы больше.

Президент Украинской академии политических наук Николай Михальченко, однако, не видит причин драматизировать падение явки в областях, где были сильны позиции Партии регионов. Он указывает, что снижение электоральной активности – это общеукраинский тренд.

«Падение посещаемости на парламентских выборах – это давняя тенденция. К тому же нынешняя кампания была скоротечной. Кроме того, часть избирателей – электорат Януковича – была в растерянности. За шесть-семь месяцев невозможно изменить сознание целых регионов. Но за два-три года они смогут понять и принять смену ориентации Украины. Со временем все это разрешится».

По-другому оценивает низкую явку южных областей руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«Разделение Украины никуда не делось. Просто большинство населения востока и юга проголосовало ногами. Пока мы точно не знаем – это выяснится в дальнейших опросах, но вполне можем предположить, что они настроены против майданных партий. Ведь даже при такой явке, если сложить голоса, отданные за «Оппозиционный блок», за «Сильную Украину» Тигипко и коммунистов, то в совокупности они набирали значительно больше, от 35 до 50%. А если бы в этих регионах пришли голосовать так же, как на западе, то они все получили бы больше 50%. Как и было всегда.

Так что слова Порошенко про объединение страны, что все за Европу и против России – это вранье».

Более того, допустить можно и недоверие к украинским политическим институтам в принципе. Особенно если вспомнить, что Крым, установивший антирекорд по явке в 2012 году, в нынешнем с результатом 97% проголосовал за присоединение к России.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать