Комментарии участников:
Отток на слухах
В августе и сентябре ситуация с валютными депозитами была обратной: вкладчики забирали валюту из банков, перекладывая сбережения в другие активы (ценные бумаги). Общий прирост валютных вкладов, по данным ЦБ, составил 0,8% в августе и 2,3% в сентябре. Но эти данные в рублевом эквиваленте, без учета переоценки некоторые банки зафиксировали отток валютных депозитов. Например, у ВТБ24 долларовые вклады уменьшились на 4,8%, вклады в евро – на 1,16%, в ХКФ Банке сокращение составило 5 и 5,3% соответственно, в банке «Возрождение» – 1,7 и 6,1%.
«В эти месяцы в целом на рынке мы наблюдали некий ажиотаж со стороны вкладчиков, которые снимали и рубли, и доллары, и евро, – говорит директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. – Кто-то снимал рубли, конвертировал в валюту и размещал депозиты, кто-то снимал валюту и просто складывал деньги в стеклянные банки или покупал недвижимость». С ним согласен директор департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Алексей Бахаев: «Валютные вклады забирают в основном крупные вкладчики, чтобы затем инвестировать эти средства в другие активы, например, купить ценные бумаги.
Ряд опрошенных РБК банкиров считают, что граждане забирали свои валютные сбережения из банков, опасаясь введения ограничений на движение валюты. О такой угрозе ранее в своем обзоре указывал главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. Банк России может ввести контроль над движением капитала, если рубль сильно упадет, писал он. А в конце сентября агентство Bloomberg со ссылкой на двух высокопоставленных источников сообщило, что ЦБ изучает возможность введения временного ограничения на движение капитала при ускорении оттока капитала из РФ. Позднее и Банк России, и Минфин, и другие финансовые власти опровергли эту информацию.
«Вкладчики действительно опасались, что валютные ограничения будут введены. Банки могли заморозить валютные вклады по распоряжению ЦБ. Многие снимали вклады и клали их в сейфовые ячейки», – отмечает топ-менеджер банка из топ-100.