Комментарии участников:
Официальная цель его визита – оказать поддержку союзникам. Реальная – заставить союзников не на словах, а на деле раскошелиться на обеспечение совместной обороны. Из всех прибалтийских государств, которые больше всех кричат о российской угрозе, по данным Financial and Economic Data Relating to NATO Defence, только Эстония вносит в бюджет Североатлантического альянса утвержденную саммитом блока в Уэльсе сумму в 2% от своего ВВП. Латвия платит 0,9%, Литва – и того меньше, 0,8%.
Именно поэтому в преддверии визита главы Североатлантического альянса в соседнюю с Литвой Латвию, которая будет председательствовать в Совете ЕС, Рига отчиталась, что намерена увеличить количество сотрудников полиции на границе с Россией. Латвийское правительство также выделит 500 тыс. евро для более частого патрулирования воздушного пространства страны. В этой связи Столтенберг отметил «ее важную роль в безопасности региона», оценив решение латвийских властей увеличить оборонный бюджет до 2% ВВП к 2020 году.
Правда, Вильнюс в свою очередь выделил 236 литовских военнослужащих в состав международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане – ISAF. В зоне армяно-азербайджанского конфликта в рамках миссии ОБСЕ присутствует один литовский военный наблюдатель. В столице Литвы говорят о том, что геополитические изменения могут поставить на повестку дня вопрос о возобновлении призыва в армию – с 2008 года ее войска комплектуются исключительно контрактниками.
«В случае необходимости в законах оставлена возможность вернуться к призывникам», – заявил в местной печати министр обороны Литвы Юозас Олекас. Но это все, на что способна армия литовского государства, в которой нет даже своих самолетов и танков. И, кстати, денег на их закупку нет тоже.
Уровень значимости на этом фоне можно поднять и бумажной работой. Например, объявить о создании собственных сил быстрого реагирования, прописать на национальном уровне механизм участия еще и в совместном батальоне сил быстрого реагирования Польши, Литвы и Украины ЛитПолУкрБриг (LitPolUkrBrig). Его задача – «участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и ЕС, создание основ для образования боевой группы Евросоюза». Реальная же цель проекта – обкатка украинской армии под натовские стандарты.
Предполагается, что в бригаду войдут 4,5 тысячи солдат и офицеров. Среди них десант, группы обеспечения и ремонта, артиллерия, инженеры и саперы, взвод радиационной, химической и биологической защиты, другие подразделения. Контроль над деятельностью бригады должен осуществляться с помощью координационной группы, в состав которой войдут по три представителя от министерств обороны стран-участниц. Рабочий язык – английский. Должность командира бригады и его заместителей должна переходить от одной страны к другой в алфавитном порядке каждые два года.
«Создание подобной структуры укладывается в стратегию Североатлантического альянса по вовлечению в орбиту своих интересов стран, не входящих в блок, – заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Виктор Литовкин. – В этом праве Киеву фактически отказано. В Брюсселе категорически не желают прямого военного столкновения с Москвой. Но не могут и оставить без поддержки своих сателлитов. Совместные батальоны – своеобразное «мини-НАТО» – попытка стран, не входящих в «большой» альянс, максимально интегрироваться под его стандарты и требования. Вести совместное планирование, принятие решений, унификацию вооружений и техники, проводить военные учения войск – все это позволяет говорить, что украинская армия в перспективе будет соответствовать стандартам НАТО и, может быть, когда-нибудь в него попадет».
Как сообщил командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес, одним из таких шагов станет размещение в Восточной Европе около 150 танков М1 Abrams и боевых машин пехоты (БМП) Bradley. Танки и бронетранспортеры прибудут в страны Восточной Европы вместе с военнослужащими США, которые примут участие в учениях и вернутся. Размещение бронетехники США проходит в рамках операции «Атлантическая решимость» (Atlantic Resolve).
«Войска прибудут, примут участие в учениях и вернутся. Техника останется», – заявил Ходжес. По его словам, «это дешевле», чем транспортировать танки обратно через Атлантику. «Я собираюсь рассмотреть варианты, включая размещение техники, возможно, в странах Балтии, Польше, Румынии, Болгарии и в подобных местах. Вооруженные силы США будут здесь, в Литве, а также в Эстонии, Латвии и Польше до тех пор, пока требуется сдерживать российскую агрессию», – утверждает генерал.
Появление этой техники, а также совместного военного подразделения LitPolUkrBrig, конечно же, требует концептуального обоснования. Однако литовские политики, делая громкие заявления о необходимости «сдерживать агрессивную Россию», упускают из вида практическую часть дела.
Например, президент Литвы в открытую обвиняет Россию в агрессии против своего военного союзника – Украины. А это в свою очередь влечет к тому, что в рамках союзнических обязательств Вильнюс обязан ввести свои войска на территорию Украины и защитить союзника. Это же означает и объявление войны России.
«Ладно, если бы Литва объявила войну России, – говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – Фактически своими действиями Вильнюс подталкивает к этому НАТО, членом которого является и США. Собственно, это одна из главных причин, почему НАТО и США отказались от прямой военной помощи Украине. К слову, сделала это и Литва».
Козюлин считает, что в странах Восточной Европы и Прибалтики просто царит истерия на фоне украинских событий. Запад устал от украинских новостей, и, чтобы как-то привлечь к себе внимание, Вильнюсу необходимо нагнетать страсти.
Уронить пару тройку вышек ЛЭП да газопровод подорвать где-нибудь в районе границы. После свалить всё на прибалтийских террористов и чинить месяца полтора. Сразу заткнутся, т.к. деваться им некуда.