Комментарии участников:
О причинах акции
Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается настоящий обвал отрасли, так как ее финансирование сокращается с 480 до 390 млрд. руб., а доля затрат на медицину в федеральном бюджете падает до 2,6%.
Фактически, вся тяжесть расходов переносится на плечи населения. Взят курс на чисто страховую модель и форсированную коммерциализацию отрасли. Более того, в 2015 году из федерального фонда ОМС в федеральный бюджет запланировано забрать 140 млрд рублей, в 2016-м – 135 миллиардов. Это сопровождается массовым сокращением коечного фонда и сети медицинских учреждений. Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки.
Мы стоим на пороге повсеместного сокращения коечного фонда, увольнения персонала, сворачивания программ переоборудования лечебных учреждений. В качестве иллюстрации — в Астраханской области руководитель ФОМС прямо заявил, что зарплаты врачей придется сократить на 15%, а Минздрав России рекомендовал сократить коечный фонд на 10%. И это так, начало.
Требования Всероссийской акции «За достойную медицинну!»
1. Остановить снижение расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Увеличить поэтапно государственное финансирование здравоохранения (ОМС и бюджеты всех уровней) до 5,4% ВВП к 2018 г., т.е. до уровня «новых» стран ЕС.
2. Прекратить масштабное сокращение по всей стране медицинских учреждений, их структурных подразделений и койко-мест, увольнения медработников по сокращению штатов.
3. Решение о судьбе медучреждений принимать только после открытого, продолжительного по времени общественного обсуждения с участием представителей врачебного и пациентского сообщества. Ввести запрет для главврачей на самостоятельное изменение, сокращение или закрытие структурных подразделений вверенных им медучреждений.
4. Принять меры по усилению амбулаторного звена не за счет сокращений в сфере стационарной помощи. Никаких сокращений коечного фонда – только перепрофилирование, создание коек реабилитации и паллиативного лечения, сестринских.
5. Отказаться от затратной в российских условиях страховой модели здравоохранения и перейти на бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи.
В качестве первых шагов в этом направлении:
— Отказаться от жесткого правила «одноканального финансирования» через ОМС, вернуть возможность непосредственного финансирования медучреждений из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов.
— Вывести службу скорой экстренной медицинской помощи из системы ОМС, построенной на принципе окупаемости. Обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности;
— Ввести бюджетное финансирование в отношении первичной медицинской помощи в малонаселенных районах, где применение страховой модели ведет к ограничению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
— Ограничить возможности страховых компаний применять «штрафные санкции» к медучреждениям по формальным показателям, не имеющим прямого отношения к качеству оказания медицинской помощи.
6. Определить в качестве приоритета государственных расходов в здравоохранении сохранение и развитие человеческого капитала — медицинские кадры. Будут квалифицированные врачи и медсестры — будет доступная и качественная медицинская помощь.
7. Обеспечить достойную оплату и условия труда медработников на одну ставку, что будет способствовать решению острых кадровых проблем, повышению качества и доступности медицинской помощи.
Для этого:
— В отчетности по повышению зарплаты согласно заданий «дорожных карт» и указа Президента №597 не учитывать оплату труда работников сверх одной должностной ставки, что позволит рассчитать реальный уровень средней заработной платы.
— Обеспечить принятие не позже 1 февраля 2015 года постановления Правительства РФ о единых базовых окладах по профессиональным квалификационным группам работников социальной бюджетной сферы;
— Соотношение окладной части в структуре зарплаты обеспечить в размере не менее 80%.
— Отменить штрафные вычеты из зарплат медработников по заведомо неисполнимым критериям (завышенные планы по вакцинации, диспансеризации и др.).
— Остановить наступление на социальные гарантии медработников (сокращение отпусков, снижение оплаты ночных дежурств и др.)
— Сократить объем работ медработников по оформлению отчетности. Врачи должны лечить, а не заниматься бумажной работой.
8. Обеспечить приоритетное внимание надзорных и правоохранительных органов к нарушениям права медработников на свободную профсоюзную деятельность, а также к нецелевому, неэффективному и коррупционному расходованию средств администрацией медучреждений.
9. Отказаться от курса на коммерциализацию здравоохранения, как противоречащего конституционному праву граждан на бесплатную охрану здоровья.
В частности:
— Остановить тенденцию передачи объектов государственных и муниципальных медучреждений (земли, зданий) частным компаниям.
— Увеличить расходы на бесплатные лекарства для населения по рецепту врача, начав соответствующие программы с детского населения и больных, страдающих болезнями системы кровообращения.
— Исключить в работе государственных и муниципальных медучреждений предоставление платных услуг по основным видам медицинской помощи, а также исключить финансирование частных коммерческих медицинских организаций за счет средств ОМС и бюджета. Общественные средства должны использоваться не для получения прибыли коммерческими структурами, а для обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных учреждений.
— Отменить антисоциальный закон №ФЗ-83, как вступающий в противоречие с Конституцией и ограничивающий права граждан на получение доступной и бесплатной медпомощи
10. Субъектам РФ руководствоваться всеми критериями доступности медицинской помощи, прописанными в федеральном законодательстве, и в том порядке, в каком они перечислены. Минздраву РФ и Росздравнадзору обеспечить жесткий контроль соблюдения этих критериев.
11. Возобновить нацпроект по лечению онкологических заболеваний.
12. Отменить поправки в закон №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 42), устанавливающие особый порядок финансирования медицинской помощи для высокопоставленных чиновников.