Предчувствие дефолта: что делать с корпоративными долгами

отметили
14
человека
в архиве
Предчувствие дефолта: что делать с корпоративными долгами
Долги российских компаний выросли настолько, что в случае углубления кризиса у России почти не остается финансовых резервов. Одним из решений может оказаться мораторий на выплаты по корпоративному внешнему долгу. И это не так страшно, как кажется

Непосильные долги

Российские власти, как показал в своей недавней статье Кирилл Рогов (см. РБК от 17 ноября), не сделали выводов из кризисных событий 2008–2009 годов и продолжают двигаться по пути ускоренного проедания сырьевых доходов. Частный сектор все меньше вкладывает средства в «светлое будущее» в своей стране: чистый отток капитала с начала 2010 года по конец марта 2014 года составил $276 млрд. При этом внешний долг корпоративного сектора, включая банки, к октябрю 2014 года составил $614 млрд (а золотовалютные резервы на 1 ноября – $426,6 млрд).

Такая ситуация могла считаться относительно терпимой до поры до времени. Но сейчас спрос на валюту, возникший у компаний-должников, потянул рубль вниз – и потянет дальше, несмотря на все тщания Банка России. Если учесть, что только в ближайшие полтора года к выплате предполагается более $160 млрд, а проект «Новороссия» вряд ли будет к тому времени закрыт, стремление запастись долларами понятно. То есть на случай, если кризис будет и далее углубляться, у России остается все меньше финансовых резервов. К тому же обесценение рубля резко увеличивает текущую рублевую стоимость долгов иностранным кредиторам: с июня по конец ноября она выросла примерно на 7 трлн руб. – что превышает всю прибыль корпоративного сектора за 2013 год.

«Спастись» в случае продолжения тренда удастся главным образом сырьевым компаниям, ориентированным на экспорт, и самым приближенным к власти бизнесам (на которые хватит резервных фондов и заказов на строительство инфраструктуры). И это означает приговор девелоперам, машиностроителям, производителям массовых товаров, значительной части ретейла и многим другим секторам. Доллар по 60 руб. парализует процесс технологического обновления промышленности.

Если суммировать, то, во‑первых, дефолт для значительной части российских компаний выглядит сегодня вполне вероятным сценарием; во‑вторых, обесценение рубля не столько помогает отечественной промышленности, сколько окончательно загоняет ее в тупик. В такой ситуации потребуются неординарные решения. Какие – может подсказать опыт прошлых кризисов.

Спасительный мораторий

В частности, стоит вспомнить меры, введенные в Малайзии с 1 сентября 1998 года в разгар финансового кризиса. Тогда был наложен мораторий на выплату внешних долгов и репатриацию прибыли, ужесточен контроль за импортными сделками. Исследователи малайзийского кризиса констатируют, что это позволило резко снизить и стабилизировать процентные ставки, зафиксировать курс ринггита, предотвратить отток почти $9 млрд, не прибегать к помощи МВФ и новым кредитам и, что особо существенно, поддержать внутренний спрос.

Не стоит считать совсем уж невероятным, если в обозримом будущем российские власти внезапно объявят о запрете отечествен
Добавил uniat uniat 3 Декабря 2014
проблема (2)
Комментарии участников:
Mez
0
Mez, 3 Декабря 2014 , url
При этом внешний долг корпоративного сектора, включая банки, к октябрю 2014 года составил $614 млрд (а золотовалютные резервы на 1 ноября – $426,6 млрд).
1sr 1sr брешут собаки? Россия — это алмаз?
1sr
+6
1sr, 3 Декабря 2014 , url
Дурачок злобный и безграмотный.

Все всегда просят деньги и преференции. Ты понятия не имеешь, что такое корпоративный сектор

Лучше поинтересуйся сколько должны корпоративному сектору. Украина вся в неподъемных долгах перед корпоративным сектором России. Вот Украине дефолт корпоративный сектор России устроить может очень легко.
И никаких займов на погашение не хватит. И далеко. не только Украине, кстати.
shopos
+2
shopos, 3 Декабря 2014 , url
Вот Украине дефолт корпоративный сектор России устроить может очень легко.

и нахрена это России? выгоды 0
1sr
0
1sr, 3 Декабря 2014 , url
Никаких. Это только дебилы — руинопитеки не понимают, что если в России что — то становится хуже, то в Руине — совсем хреново. Нам не лучше от того.
норд
+3
норд, 3 Декабря 2014 , url
При этом внешний долг корпоративного сектора, включая банки, к октябрю 2014 года составил $614 млрд
вот мне интересно, когда какой-то банк берет за бугром под 2-3% в валюте, на каком основании это считается гос.долгом? Т.е. если что, то я (как и все граждане) должны по нему отвечать? Да с хрена ли? Пусть сначала меня тогда спрашивают: брать в долг или нет. Я скажу — нет. Ибо нефиг.
Йох
+1
Йох, 3 Декабря 2014 , url
Если только государство выдало официальный документ, что оно является гарантом по долгу частного банка, значит это госдолг. А задача государства содрать эти деньги с частника. Конечно если есть какие либо активы у этого частника.
rusinvent
+1
rusinvent, 3 Декабря 2014 , url
Реально содрать можно только через арест и национализацию активов (за долги) и их перепродажу. Если кто-нибудь купит.
Крупный бизнес делается в России только для того, чтобы в удобный момент свалить в Лондон: украл по-крупному (у клиентов или государства) — выпил-отметил — в Лондон.
Надмозг
0
Надмозг, 3 Декабря 2014 , url
Долги друзей Путина очень быстро становятся государственными.
Проходили… Или память девичья?


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать