Саудовская Аравия идет ва-банк. Сланцевые проекты в США, шельфовые проекты в Арктике и на побережье Бразилии сулят в будущем переизбыток предложения нефти, и Королевство вполне здраво рассудило начать войну сейчас, пока есть шанс выбить из игры конкурентов, не реализовавших до логического и коммерческого завершения свои проекты.
Тот факт, что основными противниками Саудовской Аравии становятся американские корпорации — либо сланцевые, либо шельфовые — саудитов не слишком смущают. Во-первых, отношения с США благодаря Арабской весне и недавнему изменению политики Америки по отношению к Ирану и без того подпорчены. Во-вторых, политическая элита США неоднородна, и принцы рассчитывают на свою способность играть на противоречиях в ней. Во всяком случае, у династии есть очень серьезные связи с высшим истэблишментом Америки, и она не без оснований может надеяться на результат. Наконец, в-третьих, у Саудовской Аравии все равно нет выхода — начиная со следующего года на рынке начнет появляться новая нефть, а к 20-22 году шельфовые проекты так или иначе, но добавят на рынок дополнительные объемы. Поэтому оттягивать решительные действия не имеет смысла — в текущих условиях у Саудовской Аравии есть очень приличные шансы выбить часть конкурентов с рынка и оттянуть час Х. Через несколько лет эти шансы существенно уменьшатся.
При этом в самом Королевстве активно отрабатываются собственные проекты, которые могут позволить сократить внутреннее потребление нефти минимум вдвое — а это означает, что экспортный потенциал страны возрастет практически еще на один миллион баррелей в сутки.
На этом фоне король Абдалла ложится в больницу с диагнозом пневмония. Сегодня кронпринц Салман был вынужден демонстративно опровергнуть сообщения в региональной прессе о смерти короля. Он заявил о том, что состояние Абдаллы не внушает опасений, оно стабильно.
Тем не менее рассчитывать на какое-то изменение позиции Саудовской Аравии даже в случае смерти короля не приходится — решение о смене стратегии работы на нефтяном рынке не могло быть принято иначе, чем с согласия основных политических сил Королевства. Поэтому министр нефти выступает исходя из этой консенсусной позиции династии. Возможно, в случае смерти Абдаллы цены испытают некоторые колебания — но и только. Пока понижательный тренд налицо, и Саудовская Аравия старается удержать динамику на снижение цен, рассчитывая, что запас прочности конкурентов истощится. В числе первых жертв называют американские шельфовые компании российскую Арктику и бразильский шельф. Страховки шельфовых компаний заканчиваются либо в начале года, либо после первого квартала. Поэтому до июля ОПЕК собираться не будет, и политика Саудовской Аравии вряд ли изменится до конца первого квартала — а возможно, и до конца полугодия.
Оптимистичные заявления российского вице-премьера Дворковича о том, что нефть через несколько месяцев будет стоить 70-80 долларов, сделанные им перед Новым годом, пока выглядят совершенно необоснованными………
проблема (3)