«Левиафан» Андрея Звягинцева — самый обсуждаемый фильм года, картина, разделившая российское общество на восторженных и проклинающих режиссера зрителей. Причем говорят о нем все, от чиновников до людей, ранее не замеченных в любви к кинематографу.
— Мы знаем, какая реакция на «Левиафан» в Америке и какая в России. Нет ли риска, что вы уедете и начнете работать там?
— Такого риска не существует. У меня нет такой цели и никогда не было.
— И проектов на Западе тоже не существует?
— Проекты возможны, но жить где бы то ни было, кроме России, — не было таких мыслей никогда.
— И я обратила внимание: в вашем фильме все время звучат фразы «Мы не на войне», «Ты чего, на охоту собрался?». Мне показалось, что вы пытались сделать акцент на этой фразе.
— Нет, это обычная идиома. Вы хотите сейчас подвести к чему? К милитаризации страны? Фильм снимался в августе — октябре 2013 года. Тем, что сейчас происходит с нами, не только не пахло, но даже и в страшном сне нельзя было это представить. Это идиома из стихии народной речи.
— Скажите, есть ли что-то в «Левиафане» зрителем не замеченное или на чем бы вы хотели сделать акцент?
— Нет. Это как на какой-нибудь презентации современного искусства стоит автор и рассказывает, что он имел в виду, или приклеивает разъяснительную записку. Такая мизансцена кажется мне странной. Даже если и есть то, на что бы мне хотелось обратить внимание аудитории, я точно это делать не буду. И подсказывать не буду. Это бессмысленно. Это как, сидя на балконе и глядя на закат, один другому рассказывает, какой он, этот закат. Всем дано зрение. Каждый видит предмет. И пусть каждый делает собственные выводы.
— Я понимаю, что это, естественно, зависит от продюсера, но у вас есть в голове какой-то срок, когда вы начнете снимать новый фильм? Сколько вы даете себе на отдых?
— Я бы хотел запуститься в апреле-мае, крайний срок — лето 2015-го. Я больше не хочу стоять на месте. Замыслы на столе. Я просто не могу и не хочу больше ждать. Между каждым моим фильмом проходило больше года, прежде чем мы могли запуститься со следующим. А после запуска еще год подготовки плюс год производства. Все это очень длинные дистанции. Я хочу попробовать их сокращать. Потому что в случае с перечисленными выше проектами времени потребуется еще больше, нужно будет поднять много исторического материала, архивного в некоторых случаях, а в каких-то случаях просто включить художественную фантазию и воображение, чтобы создать эти миры. Конечно, если что-то сейчас внезапно родится легкое, не требующее столь серьезного подхода со строительством городов, если вдруг родится какая-то идея…
Кстати,
Левиафан — морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. Иногда отождествляется с сатаной.
Левиафан также первоначальное название одного из крупнейших кораблей XIX века, британского парохода «Грейт Истерн», также название аттракциона, открытого в канадском парке развлечений Canada’s Wonderland в 2012 году; высота — 93 м, скорость — до 148 км/ч.