Олег Назаров. «Большая тройка» и польский вопрос

отметили
23
человека
в архиве
Олег Назаров. «Большая тройка» и польский вопрос
<...>Гнусная выходка Схетыны — не последний спровоцированный поляками скандал. Вполне вероятно, что следующий демарш фальсификаторов истории войны будет связан с 70-летием Крымской (Ялтинской) конференции глав государств Антигитлеровской коалиции. На ней решался вопрос о границах и будущем Польши.<...>

Польский вопрос на Крымской конференции.

Автор монографии «Сталин: создатель и диктатор сверхдержавы» профессор Эвгениуш Дурачиньский утверждает, что по польскому вопросу «главной переговорной стороной» с СССР был Черчилль. Как бы то ни было, отправляясь в Москву в октябре 1944 года, британский премьер взял с собой тогдашнего главу польского эмигрантского правительства Станислава Миколайчика. Последний чуть раньше уже побывал в Кремле. Находясь там, он умолчал, что 1 августа столица Польши восстанет.

Только 3 августа Миколайчик поведал Сталину, что столица Польши восстала, там находятся несколько министров эмигрантского правительства, и он сам собирается лететь в Варшаву. На замечание Сталина, что там немцы, польский лидер ответил, что город будет свободен со дня на день. Лондонские поляки надеялись захватить Варшаву и провозгласить свою власть раньше, чем в неё войдёт Красная Армия. Авантюра завершилась поражением, унесла жизни десятков тысяч поляков и не способствовала взаимопониманию между Сталиным и Миколайчиком.

Ещё в Тегеране Сталин предложил передвинуть западную границу Польши на запад, а восточную установить по линии Керзона. Президент США Рузвельт его поддержал, а Черчилль подчеркнул, что «этот план — хороший и даже самый лучший из всех», на который поляки могут рассчитывать, так как «германские земли гораздо ценнее Пинских болот. Это развитые в промышленном отношении районы».

На Крымской конференции Сталин заявил, что польский вопрос для русских он является вопросом безопасности, поскольку на протяжении истории Польша не раз становилась коридором, через который проходил враг: «Польский коридор не может быть закрыт механически извне только русскими силами. Он может быть надёжно закрыт только изнутри собственными силами Польши. Для этого нужно, чтобы Польша была сильна. Вот почему Советский Союз заинтересован в создании мощной, свободной и независимой Польши». Как и предлагал Сталин, восточная граница Польши была определена по линии Керзона с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши.

Много споров вызвал вопрос о политическом устройстве Польши. Сталин, напомнив о состоявшихся в Москве переговорах Миколайчика с представителями ориентированного на СССР люблинского правительства Болеславом Берутом, Эдвардом Осубка-Моравским и Михалом Роля-Жимерским, заметил: «Наметились даже некоторые пункты соглашения. Черчилль об этом должен помнить. Затем Миколайчик уехал в Лондон с тем, чтобы очень скоро вернуться в Москву для завершения шагов по организации польского правительства. Вместо этого, однако, Миколайчик был изгнан из польского правительства в Лондоне за то, что отстаивал соглашение с люблинским правительством…
Добавил waplaw waplaw 5 Февраля 2015
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать