Комментарии участников:
По разным оценкам, ФСКН обходилась бюджету примерно в 30 млрд рублей в год, однако эффективность работы наркополицейских оставалась низкой. Так, по статистике, оперативники МВД выявляли 64,2% всех преступлений, связанных с наркотиками, из которых 61% относился к тяжким и особо тяжким составам, а ФСКН — только 33,5%. В 2014 году только официально в России было изъято 32 т наркотиков, из которых на МВД пришлось почти 10 т. Также следует учесть, что в ФСКН вес изъятых наркотиков всегда учитывала в сыром виде, а в МВД — только в «чистом», сухом. Таким образом, разница по изъятым наркотикам во внутриведомственной статистике МВД и ФСКН отличалась в десятки раз.
Руководство ФСКН сразу после появления информации об упразднении заявили, что служба эффективна. Так, 9 февраля на специальном брифинге директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов рассказал, что за последние 5 лет служба ликвидировала в 8,5 раза больше наркосообществ, чем все остальные вместе взятые российские силовики. По его словам, на долю ФСКН приходится 98% уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов. Также Госнаркоконтроль ликвидировал 20 тыс. наркопритонов, что в 3 раза выше совокупного результата всех силовиков страны. А 90% перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на ФСКН.
Кроме того, после первых слухов о возможной ликвидации ФСКН наркополицейские начали проводить фактически ежедневные операции и рейды, не забывая отчитываться о громких победах над наркобизнесом. Так, за последнее время были проведены сразу три масштабные спецоперации: «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». Были изъяты сотни килограммов различных наркотиков и курительных смесей, задержано около 100 участников группировок. Одна из группировок хранила вырученные от продажи наркотиков деньги в Приватбанке, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому.
Есть еще одна причина ликвидации ФСКН. За всё время существования службы ее оперативники и руководители различного ранга сами регулярно попадали в криминальные скандалы и уголовные дела, связанные с торговлей наркотиками, крышеванием наркопритонов и вымогательством. Правозащитники обвиняли ФСКН в том, что она подменяет борьбу с крупными отечественными и международными наркогруппировками различной мелочью — проводила спецоперации и возбуждала уголовные дела против ветеринаров и торговцев пищевым маком, пожилых жителей деревень, у которых в огороде находили дикорастущие мак или коноплю.
Как считает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков, в составе МВД силовые функции ФСКН будут исполняться лучше.
— Целью ФСКН было выживание службы как ведомства, а в составе МВД такой направленности уже не будет, — пояснил он. По его мнению, основная задача ФСКН — уменьшение числа наркоманов в стране — так и не была выполнена.
— Можно играть цифрами, но в действительности количество наркозависимых в стране только увеличилось, — заявил Олег Зыков. — При этом палочная система отчетности ФСКН привела к тому, что заметно увеличилось число наркоманов в тюрьмах. И дело не только в том, что это поломало судьбы конкретным людям. Теперь до 100 млрд рублей в год страна платит просто за то, что наркоманы сидят за решеткой и превращаются там в профессиональных бандитов.