Главный вывод и краеугольная мысль исследования — во всем виноваты онлайн-издания. Именно с легкой руки их сотрудников фальшивые новости распространяются по всем интернету и переводятся на другие языки.
Согласно Сильверману, работающим в таких редакциях сотрудникам гораздо важнее написать материал и дать в нем ссылку на источник, нежели проверять приведенные там факты. В целом, он проанализировал порядка 1500 новостных сообщений, основанных на 100 фейковых сюжетах, которые появились в период с августа по декабрь 2014 года.
В качестве примера приводится история про курдскую девушку Рехану, которая якобы убила в осажденном Кобани сто джихадистов из «Исламского государства» (в 2014 году Верховный суд России признал «Исламское государство» террористической организацией, деятельность которой на территории страны официально запрещена — примечание «Газеты.Ru»), прежде чем пала от рук боевиков. На поверку, история оказалась «уткой», запущенной через твиттер индийского журналиста Павана Дурани. Еще более удручающий пример — история о том, что на мексиканско-американской границе были обнаружены боевики «Исламского государства». Опровергли историю лишь 20% из числа сайтов про нее написавших.
Наконец, панику среди читателей онлайн-изданий сеяли новости про Эболу, которую внезапно обнаруживали разом то в нескольких странах Европы, то в Америке.
Тем не менее виноваты в происходящем не только новые медиа, но и, например, телеканалы. Крейг Сильверман в открытую обвиняет CNN в спекуляциях и обсасывании слухов. Особенно журналист выделяет первые дни с момента пропажи малазийского рейса MH370.
Иногда распространению фейковых новостей способствуют громкие заголовки. В то же время внутри новости встречаются аккуратные формулировки, заголовку не соответствующие.
Затем эти новости распространяются по соцсетям, расшариваются читателями. А опровержение, даже если оно и публикуется, привлекает внимание куда меньшего числа читателей. Вследствие этого даже появились такие порталы как FactCheck и Politifact, которые в большей или меньшей степени помогают понять, имеют ли новостные сообщения отношение к реальности.
Иногда речь заходит уже о настоящей пропаганде, когда две или более стороны используют новостной повод для того, чтобы очернить своего противника.
Добавил
skrt 16 Февраля 2015
проблема (1)