«У огромной страны Россия – огромная инерция: здесь ужать, там подрезать – и выдержим, а там и нефть подорожает. Дай бог, если все сложится так счастливо и просто. Но кажется, что на сей раз — нет»

отметили
45
человек
в архиве
«У огромной страны Россия – огромная инерция: здесь ужать, там подрезать – и выдержим, а там и нефть подорожает. Дай бог, если все сложится так счастливо и просто. Но кажется, что на сей раз — нет»
И не только потому, что эпоха дешевой нефти надолго. А потому, что сложившаяся система управления экономикой, правовая система и система отношений власти с бизнесом и обществом оказались не готовы дать адекватные ответы на вызовы времени.

И если необходимая перестройка не будет произведена в ближайшее время, я бы оставил в силе свой прогноз годичной давности: в этом случае мы придем к катастрофе.

Лишь в последние два-три месяца (после девальвации рубля) система пытается адаптироваться под кризис. Традиционным реактивным путем, который в корпоративной среде называется «режем косты».

По большому счету, ничего, кроме сокращения расходов, «вертикаль власти» не выдумала. Она не заточена под формирование быстрых и эффективных ответов на внешние вызовы – лишь на приспособление к ним. Она не настроена на использование кризиса как возможности для прорывов на новых направлениях и создании точек роста.

Она боится как огня (как Майдана) освобождения инициативы снизу даже под угрозой экономического коллапса.

Все мысли направлены на поиски новых фискальных источников пополнения казны (повышение пенсионного возраста, конфискация накопительной части пенсии, замораживание индексации зарплат бюджетникам, замораживание выплат пенсий «богатым» работающим пенсионерам, секвестр бюджета и т.д.). Даже в Крыму, предсказуемо оказавшемся в сложном экономическом положении, ни на шаг не приблизились к тому, что надо было вводить декретами еще в марте прошлого года: создание свободной экономической зоны, долой все бюрократические преграды и ограничения (кроме экологических норм), полная свобода предпринимательства, налоговые каникулы и пр. Вместо этого — типичная для нашей бюрократической системы борьба за перераспределение собственности, «ренационализация», рейдерские захваты и пр.

Социальная близорукость госбюрократии поразительна: пока народ призывают затянуть пояса, высшие чиновники, главы госкорпораций и госбанков продолжают красоваться в топ-листах самых высокооплачиваемых «менеджеров», доходам которых позавидуют CEO ведущих корпораций благополучных стран. Режим экономии не распространяется на тех, кто «режет косты», они готовы осваивать новые миллиарды в рамках проектов, которые в нынешних условиях выглядят полным безумием.

Мы по-прежнему далеки от «дна» падения в порядке адаптации к новым реалиям (санкции, плюс дешевая нефть, плюс грядущий пересмотр в сторону сокращения наших внешнеэкономических энергопоставок Западом).

Адаптация (просматривается пока лишь вариант озлобленной самоизоляции без конструктивной мобилизации) общества и политических институтов, по большей части, еще впереди.
Добавил suare suare 23 Февраля 2015
проблема (5)
Комментарии участников:
suare
+2
suare, 23 Февраля 2015 , url
Годовщину победы Майдана, она же – «революция достоинства», она же — «госпереворот», российские федеральные телеканалы отметили крикливыми ток-шоу, в Москве прошел многотысячный «Антимайдан». Оно и понятно. Этот «праздник» теперь с нами надолго. То, что в российском информпространстве будет «сплошная Украина», было ясно уже год назад. Что изменилось?

Драматические изменения произошли у «виновника торжества», в украинском обществе. Оно стало в целом более враждебно настроено к России и более консолидировано по отношению к лозунгам Майдана.

Взять идею так называемой евроинтеграции, из-за которой, считается, разгорелся весь сыр-бор. Но именно она ни на момент начала Майдана, ни на момент его победы не имела поддержки абсолютного большинства населения Украины. То есть «Майдан как европейский выбор» если и был революцией, то меньшинства. И не будь на месте президента тогда столь зарвавшийся, к тому же неумный, вор, как Янукович, никакой революции бы не было. Это он и его подельники довели людей до ручки. В том есть вина и тех, кто творил украинскую политику из Москвы, сделав ставку на этого человека.

В частности, я и сейчас полагаю, что нельзя было давать Януковичу сажать Тимошенко, она была бы для него серьезной сдерживающей силой, с ней Москве тогда (!) можно было договориться.

За провал украинской политики теперь идет расплата войной в Донбассе.

Что касается Крыма, то его присоединение, вопреки тому, что сейчас говорят о «давних планах» и висевших якобы в Кремле картах, было импровизацией, совершенной от досады на то, что разрешение украинского кризиса по нашему сценарию не удалось осуществить, дождавшись окончания Сочинской олимпиады, — нас опередили на пару дней. Напомню: первоначальная формулировка крымского референдума ни независимости, ни тем более вхождения в состав России не предусматривала.

В начале прошлого года майдан (как форму возмущения действиями зарвавшихся властей) поддерживало 49% населения Украины, 45% были настроены к нему негативно (данные украинского Фонда демократических инициатив и киевского Международного Института социологии). При этом лишь немногим более трети граждан верили в способность оппозиции наладить дела в стране.

И даже тогда 36% населения поддерживало идею вступления Украины в Таможенный союз с Россией (в 2009 году в поддержку ТС было 58%). На востоке и юге страны за ТС были, соответственно, 61% и 54%. Сегодня идеи «движения в Европу» (набирали от силы 45% в ноябре 2013, против было 49-51%) пользуются поддержкой большинства почти во всех регионах (разумеется, гораздо более высокий процент на западе), кроме разве что «отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

Пророссийские силы мало того что дезорганизованы политически, но и идейно маргинализированы.

Если раньше можно было говорить о наличии на Украине разных политических культур, взаимодействующих друг с другом в рамках пусть и диковатых, но демократических процедур, то сегодня одна культура, считающая себя «правильной», навязала свою повестку всей стране. Как долго это продлится, сказать трудно. Но можно представить, что строительство обновленного украинского государства (когда и если до этого дойдет) пойдет уже на монокультурной в политическом смысле основе. Как, скажем, в Латвии, где русскоязычное меньшинство было лишено политических прав. Правда, получив взамен «компенсации» уже внутри ЕС — свободу передвижения и право на работу.

Неприятная для нас эволюция настроений произошла по вопросу о членстве Украины в НАТО. До 2013 года по стране не более 12-15% населения выступали «за», примерно половина (45-50%) стабильно были за нейтралитет страны. Еще примерно четверть (за счет Востока) были за военный союз с Россией. Резкий скачок пронатовских настроений произошел уже к лету прошлого года: число сторонников превысило 35% (по сравнению с 12% в 2012 году). Уже тогда «за» было уверенное большинство на западе страны, а к концу года такое же большинство сложилось и в центре. С каждым месяцем число сторонников становилось больше, достигнув в среднем по стране 53% уже к концу 2014 года (за военный союз с Россией меньше 10%). Лишь на востоке антинатовские настроения по-прежнему преобладают, хотя тоже ослабли.

Если эволюция продолжится теми же темпами, то примерно через год власти могут проводить соответствующий референдум, рассчитывая на уверенную победу.

Что касается идей федерализации, то они несколько месяцев назад (более свежих данных нет) имели поддержку примерно трети граждан Украины, с тенденцией к снижению. Правда, идеи автономии сильны по-прежнему на востоке. За присоединение же к России сегодня можно отыскать значительный процент (около 30) лишь на территориях ЛНР и ДНР, тогда как еще прошлой весной он колебался во всех восточных регионах от 15 до 25% (сейчас – в районе статистической погрешности).

За прошедший год украинское общество, втянувшись в «войну с Россией» (именно войну, так считают более половины граждан сегодня), пока не дозрело до идей о необходимости общенационального диалога, «круглого стола» во имя примирения разных политических сил и разных региональных культур. Такая проблема, как наличие разных культур, не признается большей частью ныне правящего политического класса. Настрой «воевать до победного» преобладает. Минские соглашения видятся как передышка, обреченная на срыв в новую войну.

Общество в лице правящего класса внутренне не готово, по моему мнению, к выполнению ни одного пункта Минских соглашений, касающихся взаимодействия с представителями ЛНР и ДНР (а таковых там большинство).

Что касается украинской экономики, то она, как говорил один известный персонаж, «утонула». Причем в состояние кризиса страна вошла еще до всяких майданов. Минувший год лишь усугубил и драматизировал уже начавшиеся процессы. А к середине 2014 года падение промышленного производства составило от 5 до 15% в Донецком и Луганском регионах в разных отраслях (а это четверть всей промышленности страны). И до 5% в целом по стране. Сейчас падение еще больше.

Украина стоит перед необходимостью проведения жесточайших мер экономии (по сравнению с ними греческие недавние меры покажутся праздником невиданной щедрости), являющиеся условием представления спасительных 17 млрд долл. от МВФ. Это поможет функционировать госаппарату. Но спада не предотвратит, а скорее усилит, как произошло везде в Южной Европе, согласившейся на меры экономии. Инвестиций в страну нет, они падали все последние годы – с 866 долл. на душу населения в 2007 г. до 617 в 2013-м. Для сравнения, в Румынии они сократились с 2454 до 2034 долл., в Польше выросли с 2728 до 2517.

Все это грозит ростом социального напряжения. Демпфирующим фактором может стать, как ни странно, война, которая «все спишет». Украинский режим как велосипедист. Едва он «остановится», кончит воевать, как во весь рост станет вопрос, почему «революция достоинства» обернулась колоссальным падением уровня жизни. Ну и о том, кто виноват в «поражении».

Что касается России, то изрядно уже понаписано про то, где мы оказались. И про консолидацию общества на платформе «Крымнаш», и про воздействие санкций, и про падение нефтяных цен.
badbag
+2
badbag, 23 Февраля 2015 , url
Акценты кривовато расставлены, но в целом верно, если только не принимать во внимание, что вся эта майданя была затеяна не Россией, а против России.
avalonsys
+7
avalonsys, 23 Февраля 2015 , url
Хватит бредить! Никаких США нет! Это ТВ-фантом. Есть Стандарт Ойл, Боинг, ВПК и прихлебалы.
Barban
0
Barban, 23 Февраля 2015 , url
Согласен!
vhagen
+9
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
Начало про то, как у нас все плохо. Потом вдруг про Украину, где все еще хуже. И тут же опять вдруг про Россию. И все это без намека на переход. Если не считать «крымнаш» связью.
Очередная какая-то шизофрения.

efys
+4
efys, 23 Февраля 2015 , url
Если применить рассуждения автора к США и ЕС, то они вообще должны были сдохнуть уже, т.к. полные банкроты.
manson
+4
manson, 23 Февраля 2015 , url
То есть у нас все плохо?
badbag
+2
badbag, 23 Февраля 2015 , url
Дети у нас хорошие.(с)
Vagner
+2
Vagner, 23 Февраля 2015 , url
Неужели на н2 статья не в стиле, «Ужасы Украины, а у нс все збс», не верю.
vhagen
+5
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
Внимательней читать надо. Такие статьи тут регулярно. Просто популярностью не пользуются.
suare
+4
suare, 23 Февраля 2015 , url
Две лягушки в кувшине

«Времена не выбирают, в них живут и умирают.»
Александр Кушнер.


Две лягушки в кувшине, классическая версия.

Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!(С)

Притча о лягушках в кувшине, новая версия.

Однажды две лягушки попали в кувшин. Они были современными, продвинутыми лягухами, притчу прекрасно знали. Так что, не теряя времени в такой ситуации, они стали сильно барахтаться, бить лапками и сбивать маслице. Долго барахтались. Наконец, выбившись из сил, одна из лягушек закричала:- Что такое? Где обещанное спасение? Где масло?

— Успокойся, — ответила ей вторая лягушка,- мы же в XXI веке живем. Молоко-то пастеризованное, да еще и обезжиренное, блин! И масло из него никогда не получится, и не только нашими лапками, но и на центрифуге не получится.

— ААААААААААААА! — закричала первая лягушка от безнадежности и разочаровании, дернулась еще несколько раз и утонула.

А вторая, как только ощутила под собой желанную опору… так и смогла выбраться из кувшина.

Только это было не масло. Масло из пастеризованного молока действительно не сбивается :-(

Каковы времена, таковы и способы спасения!
ИмяФамилия
+4
ИмяФамилия, 23 Февраля 2015 , url
Все мысли направлены на поиски новых фискальных источников пополнения казны
автор лукавит. Например регионам вроде планируют разрешить снизить налоги по УСНО.

Ну т.е. объективность его анализа УЖЕ нужно поставить под сомнение.
vhagen
+7
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
Как раз в части почти полной недееспособности наших деятелей он вполне прав. Как кризисным управляющим цена им близка к нулю. К примеру в условиях всегдашней нехватки денег в местных бюджетах и особенно нехватки сейчас те самые «разрешения снизить налоги» выглядят просто издевательством. Мэры и губернаторы прямо-таки кинулись облегчать свой бюджет.

ИмяФамилия
+6
ИмяФамилия, 23 Февраля 2015 , url
Так то кризисные управляющие как раз сокращают издержки. Это одно из первых правил. Мне сразу захотелось дополнить
По большому счету, ничего, кроме сокращения расходов, «вертикаль власти» не выдумала.

Как быстро создать поток доходов — власть НЕ знает!

Вот в чем проблема. Вот вы как бизнесмен — в ходе кризиса ( например от вас ушел крупный клиент) знаете как стремительно увеличить доходы? это не тривиальная задача — что же мы хотим от «просто» чиновников.

Не согласен про
нехватки денег в местных бюджетах и особенно нехватки сейчас те самые «разрешения снизить налоги» выглядят просто издевательством
это смотря какой налог сокращать. Вот если бы для моей компании снизили ФСС и ФОМС ( все равно соц помощь моим работникам не нужна а мед помощь по ОМС — унылое говно) — я вывел бы часть з\п из конверта. Тем самым увеличил бы выплаты по НДФЛ и ПФР = что несомненно выгодно и работникам ( для кредитов ( ну кто смелый) и для будущей пенсии) и бюджету. Нет?
vhagen
+1
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
Кризисные управляющие в первую очередь не сокращают издержки, а минимизируют убытки. Это немного разные вещи.
Например, я прямо сейчас (с декабря) наблюдаю как новая команда вытаскивает завод из опы. Первое что начали делать — перетряхивать отдел продаж, ОТК, искать пути ускорения запуска новых марок продукции. Т.е. именно работать на клиентскую базу, на продажи, ускорять приток денег.
Вот вы как бизнесмен — в ходе кризиса ( например от вас ушел крупный клиент) знаете как стремительно увеличить доходы? это не тривиальная задача — что же мы хотим от «просто» чиновников.
В заголовке стоит совсем другая задача, другие сроки. Для фирмы потеря 50% денежного потока на полгода — практически гарантированная смерть. Для государства счет идет на годы. И да, я знаю, как в фирме (равно как и в государстве) увеличить доходы. См. выше: менять неэффективных сотрудников, искать новые ниши и вкладываться в них, ставить учет в производстве и продажах, искать центры затрат и оптимизировать их. Серьезные руководители знают это еще лучше.
Тем самым увеличил бы выплаты по НДФЛ и ПФР = что несомненно выгодно и работникам ( для кредитов ( ну кто смелый) и для будущей пенсии) и бюджету. Нет?
Вы не будете увеличивать выплаты в бюджет. Вы же бизнесмен, а не альтруист? А кто-то вообще не уменьшит долю серой зарплаты. Итого сумма выплат в бюджет уменьшится.
ИмяФамилия
+5
ИмяФамилия, 23 Февраля 2015 , url
И да, я знаю, как в фирме (равно как и в государстве) увеличить доходы. См. выше: менять неэффективных сотрудников, искать новые ниши и вкладываться в них
сразу вспомнил: замененный Погосян, космос принесет прибыль ( почти (с) ) Рогозин — хорошая попытка но нет?

Чего мы хотим что бы увидеть разворот «подчищенной» экономики РФ за 3-6 месяцев? На фоне гражданской войны на границе и санкций. Однако?

Не совсем понял о выплатах в бюджет. Так то сотрудники хотят «белой зарплаты» но с текущими налогами на ФСС ФОМС и даже ПФР их не сложно убедить что «наличными оно лучше». А сведи на нет ФОМС ( все равно лечимся за нал) можно было отбелить часть зарплат. А это как я уже указал рост по НДФЛ.
vhagen
+2
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
Чего мы хотим что бы увидеть разворот «подчищенной» экономики РФ за 3-6 месяцев? На фоне гражданской войны на границе и санкций. Однако?
Вы о какой подчистке? Что изменилось-то? Кредиты бизнесу перекрыли, снижения налогов не похоже, что заработают. Расходы растут на «эффективных менеджеров». Лично мне не надо 3-6 месяцев, хочется увидеть хоть какие-то предпосылки к переменам. А их нет. Я не укроп, меня светлым будущим не накормишь.
ИмяФамилия
+2
ИмяФамилия, 23 Февраля 2015 , url
1. Так то повышение ставки оправдывают пресечением «валютного бизнеса» — нельзя полностью сказать что ЦБ не прав. Как вы сказали?
Вы же бизнесмен, а не альтруист?
а почему вы решили что банки получив под малый процент дадут это кредитами а не «поиграют» на волотильном рынке!

2. Это субъективное мнение. Но так то бизнесмены вечно стонут " знизьте налоги". Кстати пока с вами беседовал не пребегая к гугл вспомнил:
а) упрощение системы лицензирования. Например в строительстве до СРО. По моему мед лицензию так же планируют. Разве это не снижение адм барьеров!
б) Налоговые каникулы для вновь регистрируемого бизнеса.
в) 3 годовой период не проверки. А для добросовестных бизнесменов и того больше. Право не крупный бизнес вообще практически не проверяют. Конечно если не наглеть.

Предпосылок к переменам не будет. Есть советское наследие " социальная ответственность" — пусть кинут в меня камень, но мне ближе всего взгляды Прохорова на бизнес модель. Но они НЕ реальны. Так как 1\3 населения это люди нуждающиеся в соц поддержке в той или иной форме. Это избиратели. Их будут «кормить»!
vhagen
+2
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
а почему вы решили что банки получив под малый процент дадут это кредитами а не «поиграют» на волотильном рынке!
Конечно, они поиграются, если им дать. Но есть ведь целевые программы. И есть кнут за нарушение их условий. Антикризисное управление ведь подразумевает ручной контроль некоторыми процессами. Но гораздо проще обрубить денежный поток вообще (кроме некоторых компаний, которым персонально дают за полцены миллиардные кредиты).
Насчет радостных новостей для бизнеса — не торопитесь. Пока это только обещания. Законами ничего не подтверждено. Хотя… вот свежайший пример «снижения давления на бизнес»:
23.01.2015 09:30 | ТАСС
МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Роспотребнадзор в соответствии со вступившим в силу федеральным законом с пятницы получил право проводить внеплановые проверки магазинов, ресторанов и производителей продуктов питания без предварительного уведомления за 24 часа.

Ранее проводить внеплановые поверки без уведомления в России было запрещено законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Такая мера действовала с 2008 года.
ИмяФамилия
+1
ИмяФамилия, 23 Февраля 2015 , url
1. По целевым пирограммам обсуждаются а местами и есть низко % ( относительно) кредиты. Только для мультипликативного эффекта они как мертвому припарка. Хотя возможно некоторым системным сферам бизнеса не дадут рухнуть.

2. Печально. Но так то я тоже «что то там » перечислил.
vhagen
+1
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
1. Слово «относительно» очень правильно. Сейчас это в районе 10-12%. Для инвесткредитов это все равно многовато. Отбиваться оно начнет лет через 3-5. А для аграриев вообще на грани. Хотя системников, да, уже спасают. Роснефти вот отвалили бабла, ВТБ заливают. Оборонникам проплатят. Остальные будут выплывать сами.
2. Еще раз. Все «льготы» — пока мечты Медведева. Законов про них нет. И я не верю, что что-то внятное будет. С 2008 обещают.
ИмяФамилия
+1
ИмяФамилия, 24 Февраля 2015 , url
Понимаете, наше обсуждение началось с того что я раскритиковал автора за утверждение «только фискальных источников доходов».

А вы сказали что согласны с утверждением о «полной не дееспособности» управленцев.

При этом в ходе обсуждения мы выяснили что обсуждаются не только повышение но и снижение фискальной и административной нагрузки. Этимиже (!!) управленцами (2008 год президент Медведев премьер Путин) были приняты законы ослабляющие проверки ( которые частично сегодня отменяются) + все такие есть пусть и недостаточные целевые линии кредитной поддержки + часть не эффективных ( хоть и не массов) управленцев заменяют + ищут пути дохода ( хотя явспомнил только Роскосмос = а это весьма не мультипликативно)

Т.е. я опчем! Вот так объективный автор и должен был анализировать. Как мы в вами обсуждаем. Высвечивая ВСЕ грани кризиса.

А в целом мои ощущения не расходятся с вашими — для повышения эффективности страны как государства, ее конкурентоспособности, делается преступно мало и преступно медленно. Но страна у нас такая стоит ускориться и Perestroyka может запустить необратимый распад.
nikorn
+1
nikorn, 23 Февраля 2015 , url
Приведите, пожалуйста, пример хороших антикризисных управляющих. Хочу почитать об их опыте.
vhagen
+1
vhagen, 23 Февраля 2015 , url
К сожалению, я пишу о том, что видел лично. В прессе об этом не писали.
1sr
+5
1sr, 23 Февраля 2015 , url
Обычная безграмотная, лживая и заказная хрень. На бездумный и легковерный электорат. С обычными спекуляциями. С диким передергиванием и искажением фактов, мешаниной из сентенций.
Подобной чуши много в период информационной войны. Ничем особенным данная публикация не отличается. Совершенно.
Stopor
+5
Stopor, 23 Февраля 2015 , url
Новые методички от янки в действии. То ли ещё будет.
Я не сторонник умалчивания недостатков. Но есть способ проверки подобных публикаций — установление конкретности и рациональности.
Не вижу предметных и грамотных предложений. А вот откровенную накачку на майдан вижу.
nikorn
+3
nikorn, 23 Февраля 2015 , url
Автор — обычный манипулятор. В такой большой статье умудрился лишь вкользь, в двух строчках упомянуть конфликт на Юго-Востоке.
Stopor
+1
Stopor, 23 Февраля 2015 , url
Понеслись снова белолентные повизгивания?
И что может быть проще — отдать Крым поросю, власть — ходоро-навальным, экономику — западным «инвесторам». И зажить тогда красиво (ну типа мечта «евромайдана»).
Но вот ведь незадача: гранты для этого аффтара и прочих национал-предателей закокончатся, а банановой республикой придут рулить грузинские и прибалтийские министры во благо тех же «инвесторов». Пример: кому сейчас нужен простой украинец с его элементарными жизненными потребностями?
Вот такая приятная альтернатива.
Flinky
+1
Flinky, 23 Февраля 2015 , url
«Экономический блок» правительства и руководство ЦБ давно уже пора вышибать с волчьим билетом. Эти люди умеют только отнимать и делить. И это секрет полишинеля. Но возможно, Президент задался целью заставить этих дятлов работать. В принципе, тоже метод.
getaway
+5
getaway, 23 Февраля 2015 , url
Как быстро создать поток доходов
Согласен. Быстрые деньги это грабёж, наркотики, проституция. Остальное долгая упорная работа.
corsario
-1
corsario, 23 Февраля 2015 , url
У огромной страны Россия — огромная инерция.
Я уже как то года 2-3 назад писал про инерционность России.
Пример разогнать, остановить и направить в обратном направлении поезд с товарным составом и обычный автомобиль не одно и то же.
1. Невозможно за 5-10 лет поменять сознание людей в стране в которой рабство отменили в 1961 году, а рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции и неприкосновенности частной собственности взяла свой отчет с 1991 года.
2. Реформы в России начались где-то с середины 2000-х.
До этого в 90-е была распродажа остатков Советского наследия, в начале 2000-х поиск себя в мире. ИМХО.
3. Кризис 2009 года дал пендаль власти, боюсь ошибиться, но вроде после этого в правительстве заговорили про индекс Doing Business и тому подобные вещи.
4. В правительстве приняты долгосрочные программы развития отдельных отраслей промышленности: авиастроения, Химпрома, энергетики, электроники, и т.п.

Движение вперед есть но оно очень медленное потому как разогнать поезд сложнее чем автомобиль.
corsario
+2
corsario, 23 Февраля 2015 , url
про крепостное право ошибочка вышла — 1861 год должен быть.
KS5
+2
KS5, 24 Февраля 2015 , url
Подготовка к 1 числу?
Вероятно много таких (со)авторов в ближайшее время следует ожидать…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать