Комментарии участников:
Продолжение
Ракетный эсминец ВМС США USS «Cole» (DDG-67), находившийся в Черном море с 8 февраля, покинул его акваторию. Об этом 25 февраля «Интерфаксу-АВН» сообщили в Главном штабе ВМФ России. «Cole» уже находился на черноморском дежурстве с 10 по 30 октября 2014 года.
По данным пресс-службы 6-го флота США, ракетный эсминец 9 февраля совершил визит в румынский порт Констанца, провел совместные учения с фрегатами ROS «Marasesti» (F 111) и ROS «Regina Maria» (F 222) ВМС Румынии, 20 числа посетил болгарский порт Варна, а 21 февраля провел маневры с фрегатом TCG «Yildirim» (F-243) и подводной лодкой TCG «Yildiray» (S 350) ВМС Турции.
Напомним, в ноябре 2014 года новый генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс в пять раз усилил свою военную активность в Европе из-за событий на Украине, в том числе и в Черноморском бассейне. Однако стоит отметить, что процесс наращивания военного присутствия НАТО в стратегически важном регионе был запущен еще до госпереворота в Киеве и воссоединения Крыма с РФ.
Яркий пример тому, не считая одиночных заходов кораблей НАТО — совместные учения ВМС НАТО и стран Черноморского бассейна (Украины, Болгарии, Румынии) в рамках программы «Партнерство во имя мира», которые осуществляются с 1994 года, натовские учения «Sea Breeze», проводимые с 1997 года. Особняком стоит инцидент 2000 года, когда два катера Mk V для нужд спецназа ВМС США из порта Констанца на максимальной скорости совершили марш-бросок к Севастополю по договоренности с командованием ВМС Украины, но без согласования с командованием Черноморского флота. Эксперты однозначно расценили это, как отработку планов боевого применения американских сил СпН против конкретных российских объектов на Черном море.
Примечательны и события 2008 года, когда под предлогом гуманитарной миссии в Грузию в Черном море была впервые сформирована мощная корабельная группировка НАТО в составе флагмана 6-го флота США USS Mount Whitney, эсминца USS McFaul, сторожевого корабля USCGC Dallas, а также трех фрегатов – немецкого FGS Lübeck, испанского Almirante Juan de Borbon и польского — Generał Kazimierz Pułaski, ряда турецких кораблей.
Как пишет руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности Игорь Бочарников в статье «Черное море как один из основных театров противостояния России и НАТО в украинском кризисе» (журнал «Конфликтология» за 2015 год), переворот в Киеве вселил уверенность в реализацию стратегических планов по вытеснению флота России из Черноморского бассейна, поскольку «новоявленное руководство Украины, находившееся под полным контролем американской администрации, уже к средине мая должно было заявить о денонсации Договора о базировании Черноморского флота. Главными целями всей этой стратегии, по мнению эксперта, являлись Крым и Севастополь, вывод Черноморского флота из которого предполагал взятие их под американский контроль. Однако воссоединение Крыма и Севастополя с РФ нарушило все планы натовских военачальников. Однако от военно-морского присутствия в акватории Черного моря они не отказались. Более того, 2014 год стал рекордным по количеству натовских кораблей, которые не редко нарушали конвенцию Монтре.
Бочарников делает вывод о последующей эскалации напряженности в данном регионе, а также не исключает, что США и их союзники могут выйти из конвенции Монтре, поскольку она является сдерживающим фактором для наращивания группировки кораблей нечерноморских стран НАТО в Черном море.
Какие действия может предпринять НАТО для дальнейшей экспансии в черноморском регионе? Может ли Америка выйти из конвенции Монтре, чтобы нарастить группировку в Черном море на постоянной основе?
Слово бывшему командующему Черноморским флотом, а ныне советнику начальника Генерального штаба ВС РФ адмиралу Игорю Касатонову.
— В западной части Черного моря американцы имеют устойчивые позиции, используя порты Украины, Румынии и Болгарии. Кроме того, их корабли с БИУС Aegis, системой, которая может составить систему направленной против России противоракетной обороны США, постоянно присутствуют в черноморском бассейне, чтобы ослабить наш ракетный удар, если бы нам пришлось его наносить. Используя законодательство, военно-морское право, американцы могут плавать и у кавказского побережья, принося политические очки грузинским националистам.
Заход боевого корабля в Черное море – это часть разведсистемы, которую осуществляет Запад и которая дополняет сухопутное и спутниковое наблюдение. Конечно, один корабль, ведущий радиоэлектронную разведку, особого ущерба нам принести не может, но в комплексе это неприятно. Поэтому в этом плане мы постоянно контролируем ситуацию и при заходах кораблей в акваторию Черного моря принимаем меры по снижению разведпризнаков, ослабляем радиолокационную активность.
Штаты будут продолжать делать то, что сейчас делают, это представляет для нас определенную угрозу. Но мы все это учитываем, и укрепляем обороноспособность наших сил на западном направлении по всем позициям и пунктам.
Опасения на счет конвенции Монтре действительно имеют под собой довольно веские основания. Да, Турция вроде бы пока скрупулезно соблюдает соглашение от 1936 года и четко контролирует проход американских кораблей через существующие проливы Босфор и Дарданеллы. Но! Турки не отказались от планов по строительству нового 45-километрового судоходного канала из Мраморного моря в Черное. Новый пролив может просто-напросто «опрокинуть» конвенцию Монтре…
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко полагает, что после воссоединения Крыма с Россией у американцев особо не осталось пространства для маневра в Черном море.
— Сейчас основная задача натовцев – любой ценой сохранить за Украиной Одессу, в частности, ее порт. Думаю, именно поэтому в этом городе с такой жестокостью были подавлены все народные волнения
Соединенные Штаты, конечно, могут попробовать укрепить крупнейший торговый морской порт Румынии Констанца, но именно потому, что он — торговый, с маленькой береговой линией, это не очень-то и выгодно. Есть Болгария, на которую американцы давно делают ставку, где можно отстроить порты Варна, Бургас, взять один из них в аренду. Кстати, о таких намерениях Штатов мне приватно говорили болгары после событий Пятидневной войны. Но трудность такой идеи в том, что на строительство баз уйдет громадное количество времени и большой вопрос – как к этому отнесется Турция. А учитывая, что отношения Анкары с Москвой последнее время можно назвать партнерскими, то, в принципе, американцам в Черном море ловить нечего.
Правда, Штаты могут попытаться отомстить России на Балтийском море. В конце 2014 года президент американской компании Stratfor Джордж Фридман, близкий к администрации Барака Обамы (компанию называют «теневым ЦРУ» — «СП»), написал весьма знаковую статью «Украина, Ирак и черноморская стратегия». В ней он говорит о возрождении «междуморья» и о том, что в ответ на успехи РФ на Черном море, США начнут давить на нас со стороны Балтийского. Кстати, вице-президент США Джо Байден во время своего майского визита в Бухарест также говорил о необходимости проецирования американской силы на Балтику. Так что, нам надо готовиться к тому, что давление со стороны Балтики будет только усиливаться.
«СП»: — На ваш взгляд, насколько в сегодняшних геополитических условиях реален сценарий, при котором США выходят из конвенции Монтре?
— Это еще сильнее ухудшит американо-турецкие отношения, которые последнее десятилетие стали, мягко говоря, не особо дружественными. Если американцы хотят окончательного разрыва с Турцией, тогда они могут пойти на такой шаг, окончательно переориентировавшись на Болгарию. Другой вопрос – сколько для этого нужно готовить Болгарию, и хотят ли в действительности американцы лишиться такой выгодной позиции как Турция.
Скорее всего, Штаты будут вбивать клин между Россией и Турцией всевозможными предложениями от средиземноморских стран типа Кипра на предоставление территории под военные базы. При всех разговорах о том, как хорошо бы нам иметь там базы, это – крайне плохой сценарий для России. Как мы их будем снабжать? Надо будет идти либо через проливы Босфор и Дарданеллы, то есть через Турцию, что невозможно, так как это сценарий нашей ссоры, либо через Гибралтар, то есть Великобританию, что, как вы понимаете, не лучше… При этом особого значения для нас базы на Кипре не сыграют, зато мы получим серьезный конфликт с Анкарой, которая сейчас для нас играет ключевую роль и которая сделала нам, прямо скажем, немало полезного. Скажем, закрыла Босфор в 2008 году для некоторых американских кораблей в 2008 году.
Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин полагает, что в сложившихся условиях американцы могут только «демонстрировать флаг» и играть мускулами, посылая в акваторию Черного моря корабли с элементами ПРО.
— Баланс сил в Черном море в нашу пользу. Реально Штатам здесь больше не за кого бороться. Их сателлиты уже давно определись с позициями, а метания второго гегемона в регионе — Турции — могут быть нейтрализованы Россией с помощью политико-экономических методов. Американцы, конечно, могут создавать опорные пункты, базы снабжения, скажем, в Батуми, Поти и т.д., но, понятно, что это для нас не представляет опасности. Что касается Балтийского моря, то тут, конечно, Штаты могут расположить в нейтральных водах свои корабли с элементами ПРО. Это для обороны РФ неприятно, но ни в коей мере не критично.
Кстати
В соответствии с конвенцией Монтре нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением каждого не более 10000 тонн. Они не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45 000 тонн. Время пребывания на Черном море военных кораблей нечерноморских стран тоже строго ограничено и не должно превышать 21 суток, независимо от цели прихода. Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран — за 15 суток, для черноморских — обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.