Комментарии участников:
Продолжение
Но несмотря на свою репутацию и общее плачевное финансовое состояние, «ПриватБанк» продолжает получать рефинанс от Нацбанка. Последний стабилизационный кредит в размере 700 млн гривен Национальный банк выдал «Приватбанку» 27 февраля. В январе банк Днепропетровского губернатора получил кредитов на общую сумму 2,4 млрд гривен.
Не менее интересная ситуация у государственного банка «Ощадбанк». Это учреждение получило рефинансирование, которое трижды компенсирует отток вкладов — 6,4 млрд. гривен и способно обеспечить выплату почти 70% вкладов, в случае массового оттока депозитов. Другими словами, дела в «Ощадбанке» идут намного лучше, чем в большинстве крупных банков. Тем более, в «Ощаде» открыты счета у многих госкомпаний страны, в том числе у «Нафтогаз Украины». Также за 2014 год банк увеличил прибыль сразу на 14%. В то время как многим банкам не удалось получить рефинанс от НБУ, «Ощад» буквально залили деньгами.
Небольшой, но успешный банк «Международный инвестиционный банк», основным акционером которого является президент Украины Петр Порошенко, увеличил свои активы на 50% с начала года. Отчетность банка говорит о том, что уставной фонд учреждения прирос на 2,5 миллиарда гривен с начала года. Действительно неплохой результат на фоне 33 банков, признанных неплатежеспособными, и убытков банковской системы в целом в размере 22,4 млрд…
Что касается кредитных излишков Нацбанка, то с большой долей вероятности они оказались на валютном рынке и «прокручиваются» в спекулятивных операциях. Иначе как объяснить, почему баснословная сумма рефинансирования не помогла стабилизировать банковскую систему? Согласно последним даннным, с начала этого года украинцы обналичили 4,6 млрд. с гривневых депозитов (2,3% всех накоплений), и 522 млн. долларов с валютных (3,8% накоплений). Таким образом, на 1 февраля в банках оставалось 191,5 млрд. гривен и $13,2 млрд денег населения, что на 25% меньше, чем годом ранее. То есть деньги стремительно бежали с депозитов, причем еще многократного обесценения гривны в феврале.
Вообще спекулятивные схемы с госденьгами далеко не новы. Спекулировать на рефинансировании украинские банкиры научились еще в кризис 2008 года. В принципе ничего удивительного тут нет, ведь цель любого банка — это извлечение прибыли, а валютные спекуляции в условиях девальвации — это сотни процентов маржи, причем в краткосрочном периоде. Этим отчасти и объясняется резкая девальвация украинской валюты. Другое дело, что убийство гривны осуществляется под чутким руководством Нацбанка и Кабмина, которые не только не препятствуют очевидным махинациям, но и всячески прикрывают их исполнителей.
В целом текущая ситуация в банковском секторе такова, что спасать его иным путем, кроме как вливания миллиардов гривен — невозможно. Украинские власти вряд ли пойдут на радикальные, но действенные меры вроде национализации банков, так как это вызовет возмущение в МВФ и поломает спекулятивные схемы заинтересованых лиц.
Между тем, паника, которую вызвала обвальная девальвация гривны уже привела к тому, что вкладчики начали дружно снимать наличность, закрывая вклады. Желающих держать деньги под процент, который в два раза меньше месячной инфляции, — практически нет. В Киеве уже была осуществлена попытка выразить протест относительно проводимой финансовой политики, но, как известно, неудачная: финансовый майдан в Киеве был жестоко разогнан.
Однако рано или поздно, по мере ухудшения социально-экономической ситуации, властям придется отвечать за провал своей политики. Причем сделать крайними руководителей Нацбанка будет весьма непросто — на откровенно вредительскую политику регулятора сквозь пальцы смотрели и кабмин, и президент, которые имеют свои интересы в банкоском бизнесе.
Для них (Яценюка, Порошенко и прочих) понятие перспектива связано исключительно с берегами туманного Альбиона и СШП. Поэтому рассказы о том, что им могут предъявить через пол-года неактуальны. Главное — отжать здесь и сейчас.
И успехи «особых» банков в получении финансовой помощи на фоне банковского кризиса вызывают недовольство среди тысяч вкладчиков, которые понесли убытки.Кто на Майдане не скакал, а валюту заранее покупал на свои гривенные вклады, тот нормально прошагал революцию. Тем более, что цель «революции» была уйти всей страной в Европу. А там только евро принимают :)