Комментарии участников:
Правда в том, что последний отказ Украины платить по газовым счетам стал неприятным сюрпризом для должностных лиц ЕС. Марош Шефчович даже сказал на пресс-конференции, что вопросы поставок и цены на газ для Донецкой и Луганской областей будут рассматриваться отдельно от «зимнего пакета газа», что гарантирует поставки.
Другими словами, Брюссель де-факто подтверждает особый экономический статус этих территорий.
При этом никто не хочет нести ответственность за уничтожение Украины в качестве транзитной страны, а также за гражданскую войну в центре Европы.
Поэтому идея энергетического союза, который что-то бы значил в рамках всего региона или даже мира – это просто несостоятельная идея.
Сейчас в ЕС сложилась очень сложная и непонятная картина: страны с самым разнообразным сочетанием энергетических систем, различным уровнем промышленного развития должны координировать свою энергетическую программу с бывшим европейским комиссаром по делам молодежи.
Документ умалчивает о том, что немецким промышленным конгломератам и французским ядерщикам необходимо говорить и действовать вместе с, например, потребителями Молдовы. То есть разделения потребителей вообще не предполагается, и это лишено смысла, так как голоса эти будут разными.
Проблема коллективных действий в ЕС не возникает из-за противоречивого отношения или симпатий к Москве. Сотрудничество с Россией выгодно для Венгрии, Греции и других региональных игроков, потому что они потратили долгие годы на создание энергетических связей.
Если их вынуждают выбирать между бумажными проектами и реальной дешевой энергией, то это изначально глупое занятие. Любой нормальный политик выберет реальных партнеров. Более того, любой руководитель государства, который обладает правом «вето» в Брюсселе и который согласится на такой энергетический союз, в глазах своих избирателей будет выглядеть «продавцом суверенитета».
Дело в том, что национальное законодательство в сфере энергии отражает конкретные интересы представителей рынка нефти и газа, угля и атомной промышленности, а также профсоюзов, поэтому соблюдение общих интересов в рамках всех 28 стран просто невозможно.
Любопытно, что создание энергетического союза должно, по замыслу авторов, уменьшить административные барьеры. Но одного желания комиссаров для этого недостаточно. С практической точки зрения документ является просто жестом доброй воли ЕС со стороны тех, кто несет ответственность за газовые переговоры в Киеве, поскольку оставляет некоторую надежду на то, что Украина не останется без газа, когда «Газпром» прекратит туда поставки. Правда, шансов на то, что Европа утвердит хоть какую-нибудь систему до 2019 г., очень мало.