Россия, вопреки апокалиптическим предсказаниям о «свободном падении» экономики, продолжает исповедовать энергетическую политику, основанную на рациональной оценке перспектив сотрудничества с разными странами, полагает индийский дипломат.
Беспрецедентный по своим масштабам блеф со стороны Запада не сработал — ожидаемое Вашингтоном «свободное» падение российской экономики с последующим ее превращением в «руины» из-за инспирированных США санкций не состоялось, а Россия все больше укрепляет свои энергетические позиции в Европе, считает экс-дипломат и политический аналитик Мелкулангара Бхадракумар.
Центральным вопросом экономического потенциала России, по мнению политолога, является сотрудничество в сфере энергетики с Европой. Европейский союз пытается диверсифицировать поставщиков газа и снизить высокую (30%) степень зависимости от европейских энергоресурсов, но в то же время у России есть возможности расширить долю на европейском рынке на долгосрочной основе.
«Если вся аура стратегического энергетического партнерства между Москвой и Брюсселем рассеялась, то на практике коммерческие связи между ними остаются прочными. Россия не заинтересована в том, чтобы стать зависимой от экспорта для одного могущественного потребителя, например Китая, и будет использовать варианты в Европе для проведения сбалансированной политики. Более того, объем европейских продаж, вероятно, останется крупнейшим источником дохода для „Газпрома“, хотя Пекин и может в перспективе стать главным рынком для российского газа, поэтому какими бы политически натянутыми ни были отношения между Россией и Европой, взаимная выгода от рациональной торговли обеспечит стабильность энергетической политики двух сторон».
Более того, пишет эксперт, если Россия изберет стратегию торговли через газовые хабы вместо используемой сейчас политики доставки продукта до конечного потребителя, то ее мощные переговорные позиции в качестве «лоукостера» (производителя дешевого газа) могут привести к расширению доли европейского рынка. Это контрастирует с ожиданиями европейской стороны, которая, как кажется политологу, предпочла бы вести переговоры в условиях «заката» влияния российской энергетики.
«Россия продолжает исповедовать предельно сфокусированную энергетическую политику, основанную на рациональной оценке перспектив продолжения сотрудничества с Европой, вопреки апокалиптическим предсказаниям о „свободном падении“ российской экономики. <…>Те, кто посмеивался над проектом „Турецкого потока“, называя его „блефом русских“, внезапно замолчали, постепенно приходя к осознанию того, что реализация этого проекта становится приоритетной задачей для Москвы», — замечает Бхадракумар.
проблема (5)