Еврокомиссия подтвердила вчера, 5 марта, что российский «Газпром» может использовать Трансадриатический трубопровод (TAP) для перемещения газа, если российский монополист построит газопровод «Турецкий поток» и поставит по нему газ в Грецию.
Советник Еврокомиссии по энергетике Брендан Девлин заявил, что вряд ли еще один большой трубопровод, кроме Южного газового коридора появится в Юго-Восточной Европе, потому что в регионе «рынки слишком малы».
Он выступал на конференции, организованной Мартенс Центром европейских исследований.
Южный газовый коридор (ЮГК) складывается из трех трубопроводов, в том числе по доставке азербайджанского газа в ЕС.
Первый газ ожидается в 2019-2020 гг. Есть вариант поставки азербайджанского газа из Греции в Болгарию и далее на север.
Недавно в России был отменен проект газопровода «Южный поток», который должен был поставлять газ в Европу через Болгарию, в обход Украины. Вместо этого Россия планирует построить «Турецкий поток», поставляющий газ в Турцию, а затем в концентратор на греко-турецкой границе.
Посол России при ЕС Владимир Чижов недавно пояснил, что Россия изменила тактику. Вместо того чтобы строить трубопроводы, можно подвести газ к границам Евросоюза, откуда его будут брать клиенты.
Российский эксперт Андрей Конопляник отметил, что его страна собирается использовать третий энергетический пакет в свою пользу вместо того, чтобы жаловаться на него.
Партнерами России являются компания BP, норвежская Statoil, азербайджанская SOCAR, бельгийская Fluxys, Enagas в Испании и швейцарская Axpo.
«Турецкий поток» будет иметь мощность 63 млрд кубометров в год.
«Неважно, кто грузоотправитель и нас не волнует, если это российский газ, ливийский газ, азербайджанский газ. Внутренний рынок работает по-другому. Это правила, которые мы создали для России и для «Газпрома», — сказал Девлин.
И [в то же самое время] как мы потребуем от них выполнения этих правил, они свободны и могут использовать трубопроводы в Европейском союзе на той же основе.
«Могут ли они использовать TAP с правовой и политической точки зрения? Да», — добавил он.