Своего рода «майдан» на территории Российской империи пытались создать еще до революции 1917 года. О том, кто этому поспособствовал, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
«Пятая колонна», выражаясь актуальной политической терминологией, возникла в России задолго до публикации Эрнестом Хемингуэем одноименной пьесы. Одним из ярких ее представителей являлся Александр Львович Парвус, являвшийся большим другом многих российских революционеров.
Например, Георгия Плеханова и неудавшейся террористки Веры Засулич.
По-настоящему жизнь Парвуса (его настоящее имя Израиль Лазаревич Гельфанд) изменилась после того, как он вступил в Социал-демократическую партию Германии.
Помимо написания агитационных статей и ведения активной пропагандистской работы на местах, Гельфанд-Парвус занимался и такими делами, за которые сегодня его вполне могли бы счесть иностранным агентом. Так, в 1896 году он вернулся на родину для сбора сведений о бушевавшем в стране голоде.
Впоследствии по мотивам поездки он опубликовал книгу-доклад «Голодная Россия». В то же время Гельфанд познакомился с главными деятелями марксистского движения в Европе, например с Розой Люксембург. А Владимир Ленин, начавший выпуск газеты «Искра» вместе с соратниками, пригласил революционера к сотрудничеству.
Однако придерживаться определенных взглядов Парвус не смог или не захотел: сначала он поддержал меньшевиков, затем попал под обаяние Льва Троцкого и задумался о всемирной революции, после чего загорелся идеей о примирении меньшевиков с большевиками.
Естественно, что последнее начинание ему реализовать не удалось. Поэтому Парвус сосредоточился на публицистической деятельности, а также стал литературным агентом подававшего надежды писателя Максима Горького. Несмотря на то что со временем революционная деятельность стала для него скорее хобби, Гельфанд-Парвус активно откликался на просьбы своих соратников о помощи и предсказывал скорую революцию.
В полной мере талант Парвуса-публициста проявился в 1905 году, когда он продолжил писать статьи, посвященные неизбежности революции. Вот только революция не удалась, а Парвуса отправили в Сибирь, где старшие товарищи, выражаясь образно, указали ему на коечное место. После отсидки он попытался зайти с другого входа и уже втирался в доверие к младотуркам.
После переезда в Стамбул Парвус разбогател, а также начал сотрудничать с германской разведкой.
Кроме того, он сохранил тесные связи с немецкими концернами и компаниями, что позволило ему создать эффективное прикрытие для ведения деятельности на территории России.
Однако помнят революционера в основном из-за его стремления разделить тогдашнюю Российскую империю на мелкие государства, отдать Украину Германии, а на оставшейся территории устроить революцию. Вот только реализовать эти планы не удалось — несмотря на согласие кайзера Вильгельма II, создание революционной обстановки в России все больше напоминало фиаско.
Однако план революционной деятельности в России Гельфанд расписал очень грамотно: он упомян