Комментарии участников:
Продолжение
Особо интересен комплекс «Бастион – П». Время приведения его в полную боевую готовность с момента получения приказа на марше не превышает 5 минут. При этом ПКРК после своего развертывания может оставаться в полной боевой готовности в автономном состоянии до 5 суток. В базовый состав этого комплекса входят четыре самоходные пусковые установки К-340П на базе МЗКТ-7930 «Астролог» с запасом хода до 1000 км, автомобиль боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101, до четырех транспортно-заряжающих машин К-342, и машины обеспечения боевого дежурства – для перевозки и бытового размещения личного состава. В комплекс может дополнительно входить самоходная загоризонтная радиолокационная станция обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б», либо целеуказание может производиться с вертолета.
Убойное «жало»
Теперь о самой ракете, которой стреляет «Бастион». Ее российское название – П-800 «Оникс». Экспортный вариант называется «Яхонт». По терминологии НАТО — SS-N-26 Strobile. Это, пожалуй, самая известная на сегодняшний момент российская оперативно-тактическая крылатая противокорабельная ракета. Именно на ее базе совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace сейчас создает новую гиперзвуковую (то есть двигающуюся в 5-6 быстрее скорости звука) крылатую противокорабельную ракету.
ТТХ ракеты (все данные приводятся из открытых источников и относятся, преимущественно, к «Яхонту»). Длина, в зависимости от модификации, от 6 до 8,6 метров. Стартовая масса – 3 тонны. Максимальная скорость – 750 м\с. Высота полета – от 10 м до 14 км. Масса боевой части «Яхонта» — 200 кг. Дальность стрельбы по высотной траектории – до 500 км, по комбинированной траектории – до 300 км, по низковысотной траектории (то есть, практически, вплотную к поверхности воды с учетом волнения на море до 7 баллов) — до 120 км.
Данные по весу БЧ «Оникса» сильно различаются по разным источникам. Скажу одно. По сведениям, опять же, из открытых источников, радиолокационная станция головки самонаведения, смонтированная на российской ракете, способна захватить надводную цель класса «крейсер» на удалении до 75 км. А, значит, БЧ «Оникса» рассчитана никак не меньше, чем на этот класс кораблей. Американские крейсера типа «Тиконденрога», напомню, имеют водоизмещение 10 тыс тонн, российские ТАКР типа «Орлан» — более 25 тыс тонн. А больше ни у кого в мире крейсеров-то и нет сейчас, хотя водоизмещение японских эсминцев, например, тоже сейчас достигает 10 тыс тонн. В любом случае, крылатые ракеты «Оникс\Яхонт» сейчас являются одними из самых грозных, если не самыми грозными противокорабельными крылатыми ракетами в мире. Американские эксперты, во всяком случае, видят в них серьезную угрозу не только своим крейсерам, но и авианосцам.
И не зря, поскольку это не только мощная, но и хитрая ракета. Ее основными особенностями являются полная автономность боевого применения («выстрелил и забыл»), сверхзвуковые скорости на всех участках полета, набор гибких траекторий и малая заметность для средств радиолокационного наблюдения.
До скорости 2 маха ракета разгоняется спустя уже несколько секунд после покидания специального герметичного транспортно-пускового контейнера (кстати, его очень удобно обслуживать). Потом, в зависимости от полетного задания, или остается на этой скорости, или разгоняется до скорости 2,7М.
На цель ракета выходит, как правило, на сверхмалой высоте около 10 метров над поверхностью моря, что затрудняет ее ликвидацию корабельными системами. На заключительном этапе, руководствуясь собственной базой данных, ракета сама выбирает главную цель в ордере и алгоритм ее поражения. При этом на подлете к ордеру кораблей сразу нескольких «Ониксов\Яхонтов», что происходит при огне залпом из комплекса «Бастион-П», у ракет срабатывает некий «коллективный разум», заложенный в них конструкторами. В этом случае, в зависимости от поставленной задачи, они или действуют по принципу «одна ракета — один корабль», или «стаей» наваливаются, например, на флагманский корабль.
На страже рубежей
«Бастион-П» сейчас стоит на вооружении трех стран – Вьетнама (2 комплекса), Сирии (2 комплекса) и России (3 комплекса). У первых двух стран он заряжен «Яхонтами», у России, соответственно, «Ониксами». И наличие у Сирии столь мощного оборонительного оружия, очевидно, тоже сыграло свою роль в том, что ни один западный корабль там и не подошел на близкое расстояние к сирийским берегам (хотя главное в этой ситуации заключалось, конечно, в политической позиции России и Китая по урегулированию сирийского конфликта мирным путем).
В России все три батареи «Бастиона-П» были переданы для оснащения 11-й отдельной ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, дислоцированной под Анапой. Туда же, очевидно, будет передана и четвертая батарея «Бастиона-П», которая должна была быть полностью готова к передаче военным в конце прошлого года. И, очевидно, присутствие там этих противокорабельных комплексов, служит дополнительной гарантией стабильности на Крымском полуострове. Оттуда – с Анапы, с помощью «Бастиона-П» простреливаются все подходы ко всему восточному побережью Крыма – от Алупки до Керчи. Но это по прямой. Если же учесть, что по высокой траектории даже «Яхонт» может преодолеть расстояние до 500 км, то под прострел батарей российского «Бастиона-П» попадают подходы и к западному побережью Крымского полуострова, включая, естественно, Севастополь. И это обстоятельство, еще раз повторюсь, может послужить дополнительной гарантией того, что ситуация в Крыму будет развиваться согласно воли большинства его жителей.
Российский ПКРК оперативно-тактического назначения «Бастион», очевидно, и в дальнейшем будет играть роль надежного заслона от атак нежданных гостей с моря. Осенью прошлого года главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил о том, что в рамках нынешней госпрограммы вооружений береговые войска ВМФ до 2020 года получат около 20 новых береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал» («Бал-Э» — тактический комплекс с дозвуковой ракетой Х-35). По мере развития производственных мощностей по изготовлению «Бастионов», очевидно, этот комплекс будет более активно продвигаться российскими машиностроителями и за рубеж, в первую очередь, в страны Юго-Восточной Азии.