Комментарии участников:
А кто вспоминает сегодня про жертв подмосковной банды, убивавшей водителей летом прошлого года? И кто что-то слышал про ход следствия по тому делу?
Клиповое сознание очень удобно тем, кто намеревается прятать трупы и уходить от неудобных вопросов.
Мало ли с тех пор было пролито крови, мало ли ужастиков показано по ТВ? Если мало – еще добавим, накидаем самых нелепых, диких новостей, часть из них опровергнем, но осадочек-то, осадочек остается! И чтобы ввести какую-нибудь непопулярную меру, нужно поставить дымовую завесу в виде еще более дикого предложения, а потом его отвергнуть. Пока народ радуется тому, что не запретят хождение доллара или выезд за границу, что не будут сажать за недонесение на близких родственников, можно много чего принять другого интересного вроде «объективной истины» в судах вместо состязательности сторон.
Я говорю о примерах из области пропаганды и политики по той причине, что в этой области плоды клипового мышления видны наиболее ярко. И еще потому, что носители клипового мышления, сами того не осознавая, оказываются рабами создателей клипов – а они-то отлично умеют читать тексты.
Но из политической области клиповость переходит повсюду. «Крым всегда был российским» – эту фразу, отменяющую всю историю полуострова до 1783 года, мне доводилось слышать не только от необразованных людей и сторонников «новой хронологии» Фоменко. Нет, ее произносили гуманитарии с научными степенями, специалисты по средневековой литературе и русской истории… И нет никаких оснований думать, что эти люди утратили навыки критического мышления, что в следующих своих научных работах они забудут о таврах, скифах, греках, римлянах, византийцах, готах, половцах, генуэзцах, османах, татарах и прочих народах, которые когда-то владели полуостровом. Нет, наука наукой, а хлесткий идеологический лозунг сам по себе.
Это ведь тоже характерная особенность клипового сознания, когда все по отдельности: тут мы играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали.
В одной части сознания – научные факты, в другой – этические нормы, в третьей – религиозные заповеди, и все это по отдельности, все включается строго ситуативно. А мы еще удивляемся, как можно называть себя, к примеру, интеллигентом или верующим и говорить совершенно людоедские вещи, а то и делать их. Да запросто, щелкнув переключателем.
Не стоит думать, что такой тип мышления начисто отсутствует в оппозиционных головах: если бы их допускали в телевизор, мы бы видели много примеров клиповости и под другими знаменами. И все-таки… главное достоинство ранней Болотной, на мой взгляд, заключается в том, что кричалки лидеров мало кого заводили. Люди выходили пообщаться друг с другом, а не покричать в унисон. Кто-то скажет, что ровно по этой причине они не победили, а я скажу: вот и хорошо.
Сменить флаги, личность президента и Конституцию с общественным строем намного легче, чем образ мышления. Мы это уже проходили.
И упорная, ежедневная борьба за светлое будущее будет происходить не в парламенте и не на площадях, а в школах и читальных залах библиотек и даже в пространстве социальных сетей, где можно не только обмениваться хлесткими заявлениями (сами нагуглите ссылки, мне чёта лень), но и учиться мыслить критически.
Это очень скучно, но иначе, наверное, никак. Можно кричать до хрипоты, что мы живем в стране рабов и дебилов, но это такие же клиповые лозунги. А способ изменить это обстоятельство, по сути, один – созидать тексты, распространять тексты, учить читать тексты, даже для граждан отъезжающих, ведь эта проблема существует далеко не только в России.
Рэй Брэдбери в гениальном романе «451 градус по Фаренгейту» описал мир с тоталитарным клиповым мышлением, где любые книги подлежат сожжению. Этот роман был написан в 1953 году, когда электронные носители информации находились в зачаточном состоянии, а интернет невозможно было себе представить, и казалось, что главная угроза для текста – физическое уничтожение бумаги. Но хранители знания у Брэдбери сберегают тексты в собственной памяти.
Спустя полвека с лишним жечь бумагу непродуктивно и нерезультативно, так что клипоносцы пошли другим путем: они выжигают мозги.
“Клиповое мышление” — феномен современности Семеновских Т.В.
В статье рассматривается социально-психологический феномен “клиповое мышление”, приводится исторический аспект его возникновения в зарубежной и отечественной литературе, дается трактовка и особенности проявления в повседневной жизни, а также затрагивается актуальный вопрос: «Надо ли бороться с клиповым мышлением!?»
Дети и даже взрослые знают буквы, умеют составлять их в слова и даже предложения, но они оказываются совершенно не в состоянии прочитать текст.Думается мне, что проблема совершенно в другом. Клип больше отражает темп течения времени современного человека. На текст нужно больше времени, а для этого, внутри себя, надо замедлиться, входя в резонанс с внешним миром, поэтому и происходит выхватывание каких-то предложений, идей из статьи, а не анализ всего текста.
выхватывание каких-то предложений, идей из статьи, а не анализ всего текстаА как же смысл текста, то что автор в него вложил, а не то что прочитал читатель (зритель, слушатель, участник шоу)? Куда девается коммуникация, диалог, общение?
Есть и крайние точки зрения:
«Смерть автора» — эссе 1967 года, одно из самых известных произведений французского философа, литературного критика и теоретика Ролана Барта, ключевое для постструктурализма. В нем Р. Барт выступает против практики традиционной литературной критики, в которой намерения и биография автора включаются в интерпретацию текста, и вместо этого утверждает, что написанное и создатель не имеют отношения друг к другу.
В своем эссе Барт критикует метод чтения и критики, которые опираются на аспекты личности автора — его политические взгляды, исторический контекст, вероисповедание, этническую принадлежность, психологию и другие биографические и личные качества, для раскрытия смысла работы автора. В этом типе критики, опыт и пристрастия автора служат решающим «разъяснением» текста. По Барту, этот метод чтения точен и удобен, но на самом деле ненадежен и имеет значительные недостатки: «Присвоить тексту авторство» и присвоить одну соответствующую ему интерпретацию «есть наложение ограничений на текст».
Читатели должны рассматривать литературное произведение отдельно от его творца, чтобы освободить текст от тирании толкования (подобная идея обнаруживается у Эриха Ауэрбаха, где он обсуждает нарративную тиранию в библейских притчах). Каждая часть текста содержит несколько слоев и смыслов. Барт проводит аналогию между текстом и тканью, заявляя, что «текст — ткань из цитат», взятых из «бесчисленных центров культуры», а не из одного, то есть не из индивидуального опыта. Основной смысл текста зависит от впечатлений читателя, а не от «страсти» или «вкуса» писателя.
Не оказывающий, по Барту, центрального творческого воздействия автор — просто писатель (англ. scriptor, это слово Барт использует, чтобы разрушить традиционную преемственность между терминами «автор» и «авторитет», точнее authority). Функция писателя в том, чтобы «производить», а не объяснять работу. Писатель «рождается одновременно с текстом, ни в коей мере не обладает бытием во время до или после написания, [и] не является субъектом (подлежащим — англ. subject) с книгой в качестве предиката (англ. predicate)». Каждая книга «всегда написана здесь и сейчас», создается заново при каждом новом прочтении, потому что источник смысла лежит исключительно в «языке самом по себе» и во впечатлениях читателя.
Я пытаюсь понять, что объединяет автора и читателя, есть ли у них что-то общее или они изначально обречены на взаимонепонимание, текст умирает, а мы все обречены скакать и ритмично выкрикивать речёвки не нами написанные и нами непонятые, поскольку все они выдраны из некоего текста, который нам так никогда и не удастся прочесть.
Следующими жертвами будут связная речь и язык и управлять этим стадом некогда бывшим критически мыслящими индивидами не составит труда даже для тех, кто тексты не читает, но может позволить себе отозвать несколько батальонов с передовой, чтобы порешать вопросы с собственностью на нефть. В этом случае Майдана, Болотной или площади перед Белым домом не понадобится. Кому интересны благие рассуждения бессловесного и тупо мычащего скота?
Следующими жертвами будут связная речь и язык и управлять этим стадом некогда бывшим критически мыслящими индивидами не составит труда даже для тех, кто тексты не читает, но может позволить себе отозвать несколько батальонов с передовой, чтобы порешать вопросы с собственностью на нефть. В этом случае Майдана, Болотной или площади перед Белым домом не понадобится. Кому интересны благие рассуждения бессловесного и тупо мычащего скота?
Для меня текст и аудио — это разные подходы к подаче материала. Причём, на столько разные, что позволяют к одному и тому же итогу подойти с разных сторон. В аудио больше присутствует автор, его жизненные ценности, опыт через невербальную коммуникацию. Текст, в этом плане, нейтрален.
P.S. Отвечал на изначальный (неисправленный) комментарий.
P.S. Отвечал на изначальный (неисправленный) комментарий.
Недавно я выступал на семинаре для школьных учителей, убеждая их использовать на уроках православной культуры прежде всего Библию как первоисточник.В тексте заключена абстрактная мысль, которую другими средствами, в том числе и образами передать нельзя. Есть только один путь познания истины: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины…».
Когда я вышел после выступления из зала, ко мне подошел один из учителей и задал вопрос, который постеснялся задать в зале: «А что делать, если дети теперь вообще не читают текстов, они смотрят клипы и читают посты в блогах? Я им показать картинки могу, а текст дать – нет, они его не поймут».
И ответить мне было нечего.
Весь этот процесс был осмыслен в классической немецкой философии Фейербахом, Гегелем, Кантом и Фихте два века назад и никем до сих пор не опровергался.
В тексте заключена абстрактная мысльЭто зависит от текста. Философские тексты очень даже могут быть абстрактными.
Можете предложить художественный текст с абстрактной мыслью, для примера?
Все тексты классиков литературы. Там образно передаются мысли автора, которые в последующем становятся мудростью столетий и тысячелетий. Библия — пример текста с абстрактными мыслями. Текст всегда имеет некоторый вывод, итог, резюме, точку встречи с тем, что было вначале его, а вот клип — всего лишь рябь на поверхности озера во время ветра, он не имеет ни конца ни начала, он лишь поток чувств и сознания, не имеющий смысла и мысли.
носители клипового мышления, сами того не осознавая, оказываются рабами создателей клипов – а они-то отлично умеют читать тексты.
Но из политической области клиповость переходит повсюду. «Крым всегда был российским» – эту фразу, отменяющую всю историю полуострова до 1783 года, мне доводилось слышать не только от необразованных людей и сторонников «новой хронологии» Фоменко. Нет, ее произносили гуманитарии с научными степенями, специалисты по средневековой литературе и русской истории… И нет никаких оснований думать, что эти люди утратили навыки критического мышления, что в следующих своих научных работах они забудут о таврах, скифах, греках, римлянах, византийцах, готах, половцах, генуэзцах, османах, татарах и прочих народах, которые когда-то владели полуостровом. Нет, наука наукой, а хлесткий идеологический лозунг сам по себе.
Это ведь тоже характерная особенность клипового сознания, когда все по отдельности: тут мы играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали.
Исправили ))
Куда девается коммуникация, диалог, общение?Текст, как правило, монологичен, диалог начинается «на кухне».
Клип больше отражает темп течения времени современного человека. На текст нужно больше времени
Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».источник: womanest.ru
источник: auct.artphoto.pro
Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)
В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1].
Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов.
Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность.
Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями.
Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.
Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].
За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума.
В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [4, С.160].
Суаре откуда Вы выкопали этого колониста? После внимательного прочтения проступает простая навязчивая мысль никакого отношения к заявленной теме и заголовку не имеющая. Почитайте для интереса и ответьте так ли уж я неправ или это действительно новая линия (новый приём) для внедрение в наше сознание отрицательного осадка о государственном устройстве России, в частности о новостных программах.
Прочитал. Меня не интересуют его политические взгляды, если только они находятся в рамках действующего российского законодательства и правил news2.ru
Меня заинтересовал его главный посыл: быстрое чтение побеждает медленное, текст заменяется клипами, комиксами, дайджестами, рефератами, тегами, заголовками, ссылками, комментариями, постами в блогах и картинками пополам с видео. Эти последние два раздела нашего ресурса, всегда хиреющие ещё два-три года назад, вдруг неожиданно ожили и засверкали всеми цветами радуги.
При этом книги вместе с газетами, впрочем как и любые полные тексты становятся не нужны. Последствия всего этого пока до конца не осмыслены и его попытка вполне зачитываема. Это не рекорд, не выдающееся достижение, но зачетный разговор.
А то, что примеры из новейшей политической истории России, изложенные на некремлевский лад, так кто сегодня не грешит политизированностью мышления и даже украинизированностью его по темам новостей?
Злоба дня… Кусается. Достаточно посмотреть на рекомендательную страничку нашего ресурса.
Меня заинтересовал его главный посыл: быстрое чтение побеждает медленное, текст заменяется клипами, комиксами, дайджестами, рефератами, тегами, заголовками, ссылками, комментариями, постами в блогах и картинками пополам с видео. Эти последние два раздела нашего ресурса, всегда хиреющие ещё два-три года назад, вдруг неожиданно ожили и засверкали всеми цветами радуги.
При этом книги вместе с газетами, впрочем как и любые полные тексты становятся не нужны. Последствия всего этого пока до конца не осмыслены и его попытка вполне зачитываема. Это не рекорд, не выдающееся достижение, но зачетный разговор.
А то, что примеры из новейшей политической истории России, изложенные на некремлевский лад, так кто сегодня не грешит политизированностью мышления и даже украинизированностью его по темам новостей?
Злоба дня… Кусается. Достаточно посмотреть на рекомендательную страничку нашего ресурса.
Ах, Суаре! Вы же знаете, что и задачки по арифметике можно толково использовать для создания политической атмосферы! Так что у авторов, кроме клипов была и вторая «главная задача». А клипы и не клипы это только предлог для главной задачи. Короче
— Армяне пошли в баню мыться....)))
Я не параноик, а то, что в основе современного диалога политических культур в России и мире лежат методички, написанные в различных компетентных государственных структурах, а за плату сегодня можно нанять кого угодно для написания чего угодно, даже целые армии «кого угодно», так не моя в том вина и не вина автора обсуждаемой нами статьи.
Это обычная холодная война с использованием мягкой силы в качестве составляющей гибридной стратегии противоборства на мировой арене.
Не я придумывал эти правила — не мне их менять. Я лишь пытаюсь размышлять в этом всемирном доме скорби для интеллектуальной элиты.
Это обычная холодная война с использованием мягкой силы в качестве составляющей гибридной стратегии противоборства на мировой арене.
Не я придумывал эти правила — не мне их менять. Я лишь пытаюсь размышлять в этом всемирном доме скорби для интеллектуальной элиты.
Скорблю вместе с Вами! ))))
Нам остаётся лишь скорбеть!
Скорбь и гибридная истома
Особенно приятна дома!
Так в галактической нирване
Скорблю я гордо на диване!
©
Надо годить!До ныне, ныне, также впредь
Нам остаётся лишь скорбеть!
Скорбь и гибридная истома
Особенно приятна дома!
Так в галактической нирване
Скорблю я гордо на диване!
©
Публицистика какая то.
Жизни у нас, конечно, подешевели. Когда в августе 1991 года погибло трое защитников Белого дома (между прочим, это они привели в Кремль его нынешних обитателей), их хоронил весь город. Когда в марте 2014-го погибли двое – украинский прапорщик Сергей Кокурин и русский «ополченец» Руслан Казаков, – присоединение Крыма было объявлено «бескровным», а их имена забыты.У автора самого винегрет в голове. Во первых он не понимает что те трое были «небесной сотней» 91го года. У кого там жизни подешевели не трогаю. И я например не забыл эту провокацию неизвестных снайперов в Крыму. Были и другие жертвы.
suare, сама идея поданная в статье интересна.
Но.
Текст всегда субъективен (кроме научного исследования). Автор любого текста не только выражает свою мысль, но и приведенными доводами обосновывает ее, опять же подтверждая эту свою мысль, шаг за шагом ведя читателя к нужным для автора выводам.
Посмотрите, в приведенной статье на фундаменте актуальной темы вкраплениями в виде примеров приводятся довольно негативные события. Считаю, что это хороший и качественный образец манипулирования восприятием читателя.
А про клиповое мышление — так это заезженная тема со времен создания рекламы вообще и видеорекламы в частности. И учитывая количество и разнообразие новостной (и прочей) тематики и способов их подачи, возникновение клипового мышления неизбежно. И вопрос здесь стоит только в качестве и векторе.
Но.
Текст всегда субъективен (кроме научного исследования). Автор любого текста не только выражает свою мысль, но и приведенными доводами обосновывает ее, опять же подтверждая эту свою мысль, шаг за шагом ведя читателя к нужным для автора выводам.
Посмотрите, в приведенной статье на фундаменте актуальной темы вкраплениями в виде примеров приводятся довольно негативные события. Считаю, что это хороший и качественный образец манипулирования восприятием читателя.
А про клиповое мышление — так это заезженная тема со времен создания рекламы вообще и видеорекламы в частности. И учитывая количество и разнообразие новостной (и прочей) тематики и способов их подачи, возникновение клипового мышления неизбежно. И вопрос здесь стоит только в качестве и векторе.