Комментарии участников:
Суверенитет или электронный кошелек
В Концепции формирования информационного общества в России заявлено, что вначале государство создает за свой счет информационные комплексы в сферах трудоустройства, здравоохранения, образования, соцобеспечения, но затем уходит с рынка, освобождая место для частных компаний. То есть все базы данных изначально собираются для негосударственных коммерческих, зачастую транснациональных компаний. Именно они будут продавать государственные услуги. И именно поэтому Окинавская хартия говорит о «международных финансовых институтах» и «особенно Всемирном банке», которые должны играть важную роль в создании информационного общества.
Принятый в 2010 году Госдумой федеральный закон № 210 предусматривает выдачу универсальной электронной карты (УЭК) — мультидокумента, который будет выполнять функции одновременно паспорта, водительских прав, пенсионного, страхового и медицинского полисов и т.д. Информация хранится на RFID-чипе карты, для доступа к данным достаточно нехитрого считывающего устройства.
«УЭК концентрирует в единой базе все информацию о человеке, при этом безопасность данных ни законом, ни техническими средствами не гарантирована, — говорит депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков. — В этом плане интересен международный опыт. Многие страны, развивая электронные технологии, столкнулись с проблемой хищения данных. Поэтому в Германии единая карта законодательно запрещена из соображений безопасности граждан. В Великобритании в 2010 году по этой же причине был запрещен единый регистр, уничтожены базы данных. Южная Корея создала электронное правительство, но из-за высокого уровня электронного мошенничества население фактически отказалось пользоваться этими услугами».
Нужно ли все это России? «Электронное правительство — потеря суверенитета, нарушение основных прав и свобод, лишение права человека на свои персональные данные», — убежден депутат Госдумы Владимир Кашин.
Выступая 30 марта в Госдуме на круглом столе «Электронное общество — инструмент перевода России под внешнее управление» (организованном фракцией КПРФ, рабочей группой при ГД по законодательной защите России и ее граждан от дискриминации электронными технологиями и координационным комитетом против внедрения УЭК и электронных документов), Кашин обратил внимание на тот факт, что за время либеральных реформ, по данным ООН и Всемирного банка, Россия по многим социальным показателям скатилась на 100-е строчки рейтингов. За исключением одной сферы. «Везде Россия отстает, но вот среди стран, формирующих информационное общество и имеющих население свыше 100 миллионов, Россия занимает третье место после Японии и США», — говорит депутат.
Военные могут стать солдатиками
Особой проблемой видится получение военнослужащими универсальной электронной карты, от которой сейчас призывники фактически не могут отказаться, даже несмотря на разъяснение Генпрокуратуры — ведомство указало, в каких частях могут служить граждане, не желающие получать УЭК.
Доктор военных наук военный инженер Константин Сивков отмечает, что любая информация о военнослужащем, имеющем карту, включая его местонахождение, дисклокацию войск, в которых он служит, перестанет быть гарантированно закрытой. А значит, и обороноспособность страны будет под ударом.
Теоретически есть два способа для кражи этих данных. «Если нашим военнослужащим будут выданы УЭК, то утерянные карты, а они неизбежно будут, тут же окажутся в США. Они будут дешифрованы, принципы шифрования раскрыты. Каналом для передачи той же информации может стать и интернет — например, данные могут быть собраны и переданы с помощью американского программного обеспечения», — считает Сивков.
К слову, введением только универсальной электронной карты дело может не ограничиться: есть законодательная инициатива о введении электронных биометрических документов.
Так, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О государственной биометрической регистрации в Российской Федерации». Он предусматривает создание биокарты для каждого россиянина. В ней будут регистрироваться персональные данные и биометрическая информация. В биокарте будут записаны имя человека, возраст, место и дата рождения, документы, удостоверяющие личность, отпечатки всех ногтевых фаланг пальцев рук, контрольные оттиски пальцев рук, оттиски ладоней рук, результаты геномной регистрации. Законопроект предусматривает необходимость биокарты для всех госслужащих, военных, разведчиков.
Характерно, что в том же Израиле действует приказ, который строго запрещает сотрудникам служб государственной безопасности участвовать в программе, подразумевающей выдачу биометрических паспортов. Также запрещено получать биометрические паспорта сотрудникам разведки МОССАД и службы внутренней безопасности ШАБАК, запрет на получение биометрических документов распространяется и на всех военнослужащих, имеющих доступ к государственной тайне.
Так, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О государственной биометрической регистрации в Российской Федерации». Он предусматривает создание биокарты для каждого россиянина. В ней будут регистрироваться персональные данные и биометрическая информация. В биокарте будут записаны имя человека, возраст, место и дата рождения, документы, удостоверяющие личность, отпечатки всех ногтевых фаланг пальцев рук, контрольные оттиски пальцев рук, оттиски ладоней рук, результаты геномной регистрации. Законопроект предусматривает необходимость биокарты для всех госслужащих, военных, разведчиков.
Характерно, что в том же Израиле действует приказ, который строго запрещает сотрудникам служб государственной безопасности участвовать в программе, подразумевающей выдачу биометрических паспортов. Также запрещено получать биометрические паспорта сотрудникам разведки МОССАД и службы внутренней безопасности ШАБАК, запрет на получение биометрических документов распространяется и на всех военнослужащих, имеющих доступ к государственной тайне.
До свидания, универсальная электронная карта
В столице федеральную обязаловку по внедрению универсальной электронной карты не поддерживают, причем как власти, так и горожане. «Социальной картой москвича уже пользуются около 4 млн человек, за выпуском УЭК обратились всего около 8 тыс. человек, при этом более 8,5 тыс. написали отказ от выпуска УЭК», — говорит замглавы Департамента информационных технологий г. Москвы Ирина Сиренко.
На сегодняшний день усилиями Мосгордумы в Москве получение УЭК стало добровольным. «В городе действует социальная карта москвича, а УЭК просто дублировала бы ее функции», — отмечает Сиренко. Правительство Москвы и вовсе выступает за то, чтобы отменить выдачу карты. Депутаты Мособлдумы также разочарованы этим проектом, считая его ненужным.
Позиция противников введения УЭК, озвученная, в частности, 30 марта в резолюции круглого стола об электронном обществе в Госдуме, состоит в том, что права граждан России не должны ущемляться из-за начала использования новых технологий, а суверенитет страны не должен подвергаться опасности из-за желания некоторых прозападно настроенных российских политиков «быть открытыми миру».
Именно поэтому вместо введения технологии, угрожающей интересам России, предлагается вернуться к традиционной системе взаимодействия между государством и гражданином, отменив все относящиеся к ней международные документы, российские стратегии и концепции, а также закон № 210 об УЭК.
Вместо них целесообразно принять закон о паспорте РФ, в котором будет прописано, что в основном документе гражданина страны должна отсутствовать биометрическая информация.
Эти решения достаточно радикальные, они уже вряд ли будут приняты Госдумой в полном объеме. Однако у граждан должен быть выбор: их нельзя выбрасывать из социума из-за отказа от передачи для обработки персональных данных либо электронного носителя с личными данными. «Церковь выступает за то, чтобы у человека была альтернатива новым электронным документам. Чтобы человек, отказавшийся как от УЭК, так и от биометрического паспорта, не был поражен в правах и не подвергался дискриминации», — говорит руководитель Службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества диакон Андрей Титушкин.
Очевидно, что начать возвращать суверенитет необходимо с пересмотра Конституции РФ и вычеркивания из нее части 4 статьи 15, говорящей о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Кроме того, сомнительна идея приоритета международного договора над законом страны. Такая конституционная реформа станет законодательным барьером, которой освободит Россию от необходимости выполнять международные соглашения, которые не отвечают ее интересам.
Просто факты
В 2000 году Россия как член ООН приняла на себя обязательства Декларации тысячелетия, которая провозгласила главной задачей «обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира».
В том же году наша страна подписала окинавскую Хартию глобального информационного общества. Этот документ разъяснил некоторые моменты глобализации. Так, в 15 статье хартии указано, что для развития информационных технологий «важную роль и в дальнейшем будут играть… международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития, особенно Всемирный банк». Также от стран, подписавших этот документ, требовалось «продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости».
Позднее в Женеве была подписана «Декларация принципов: построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии». Ее статья 44 вновь говорила о стандартах и совместимости — «к важнейшим составляющим построения информационного общества относится стандартизация». Что международные стандарты должны быть «открытыми» и «обеспечивающими возможность взаимодействия».
А Тунисская программа для информационного общества, к которой Россия присоединилась в 2005 году, провозглашает (в статье 48), что страны, не разработавшие национальные программы и стратегии для электронного правительства для оказания услуг гражданам, должны это немедленно сделать. В 90-й статье так называемого Тунисского обязательства говорится, что «разработки в области электронного правительства, основанные на открытых стандартах, должны повысить доступ к государственной информации и государственным службам».
Дальше — больше. В соответствии с Концепцией формирования информационного общества в России, принятой Госдумой в 1999 году, и Стратегией развития информационного общества в России, за которую Дума проголосовала почти 10 лет спустя — в 2008-м, практически все госуслуги должны были перевести в электронный вид к 2015 году. Этого требуют вышеупомянутые хартии и декларации. Де-факто план этот осуществлен частично, а его дедлайн передвинут на 2017 год.
И, наконец, самое интересное. «Электронные правительства» стран должны составить единую всемирную систему, в которую войдут все данные об их гражданах. Именно для этого в международных документах было уделено такое внимание стандартизации. Каждому человеку вместо имени присваивается уникальный, несменяемый, пожизненный и посмертный цифровой идентификатор личности — личный номер единого международного стандарта. В России идентификатором личности и ключом доступа к электронному досье является СНИЛС.