Комментарии участников:
Продолжение
«СП»: – Но импортные продукты мы ведь приобретаем за нефтедоллары.
– Понятно, но в хлебе мы не нуждаемся (свой есть). Картошку закупаем весной (из Египта, Кубы). Скорее торговые сети под общий шумок пытаются воспользоваться моментом, чтобы поднять цены. На мой взгляд, это просто непорядочность со стороны продавцов.
«СП»: – С чем связано расхождение между статистикой Росстата и тем, что мы видим на ценниках в магазинах?
– Статистика — это искусство выдавать желаемое за действительное. Росстат осуществляет мониторинг по определенной группе товаров. А когда информация, поступающая с мест, не совпадает с выборочной, берутся другие продукты. Или, например, заходят в другие сети. Поэтому к такой информации нужно всегда относиться очень настороженно.
Допустим, в различных точках Москвы разброс цен на молоко (3,2% жирности) может колебаться от 35-40 рублей до 100. Это маркетинговая политика различных компаний. Справедливости ради, это могут быть объективные вещи, связанные с себестоимостью производства, стоимостью аренды, с товарным оборотом. И все же разброс цен не может доходить до такой степени.
«СП»: – Торговые сети, как правило, предпочитают работать не с производителями, а с оптовиками, которым достается львиная доля общей маржи.
– Совершенно верно, не говоря уже о том, что ряд сетей имеют иностранное происхождение и поэтому продвигают товары национальных производителей. Понятно, что тому же «Ашану» проще иметь дело с французскими и европейскими поставщиками.
«СП»: – Но ведь после девальвации слабый рубль, по идее, должен делать продукцию их контрагентов неконкурентоспособной.
– Это в случае процесса импортозамещения, который решается не за один день. К тому же не будем забывать, что развитые страны: члены ЕС, США — мировые лидеры субсидирования в сельском хозяйстве. На эту программу в Евросоюзе расходуется 46,7 % бюджета ЕС. На момент вступления России в ВТО уровень допустимых субсидий в АПК России определен в $9 млрд., а к 2017 г. должен быть снижен до $4,4 млрд.
«СП»: – Сколько планируется выделить из бюджета на поддержку АПК в 2015 году?
– Дополнительно 50 миллиардов рублей, а также еще по 2 миллиарда на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику отечественного производства и на имущественный взнос в уставный капитал «Росагролизинга». Это меньше одного процента от ВВП…При общемировых показателях где-то в 3%.
«СП»: – Как убрать монополизм и посредничество из российских торгово-пищевых цепочек?
– Нужно возрождать потребительскую кооперацию. В 1990 гг. она практически рухнула. Кооператоры перестали заниматься закупками, распродавали помещения. А когда пришли крупные агрохолдинги, кооперативы не выдержали этой конкуренции. Агрогиганты диктуют свои закупочные цены и держат рынок. При этом они плотно связаны с крупными ритейлерами, которые могут накрутить цены в 2-3 раза. А прибыль оседает в карманах торговцев
У губернаторов и мэров городов есть возможности влиять на цены. По закону о торговле, если цена на продукт выросла на 30%, то можно вводить ограничения.
«СП»: – ФАС заморозила цены на ряд социально значимых продуктов. Как вы относитесь к такой сугубо административной мере?
– Положительно. Но с бананами, киви и говядиной (которой у нас не хватает) это не пройдет. У нас еще много «болевых точек».
«СП»: – Какие факторы будут определять ценовую динамику в продовольственном сегменте в этом году?
– Я ожидаю, что рост цен будет притормаживаться и выходить на более-менее приемлемый уровень инфляции. Это еще хорошо, что пока есть спрос. А он определяется доходами населения. И если они начинают резко отставать от цен, то будет падать спрос, и произойдет дефляция.
По-мнению ведущего сотрудника Всероссийского института аграрных проблем и информатики Константина Бородина, главной проблемой остается инфляция.
– В последнее время она пошла на спад, но, все равно, остается довольно высокой. Кстати говоря, зарубежные инвестиции в АПК продолжают идти. Но, в основном, на них скупаются крупные пакеты акций розничных сетей.
«СП»: – Происходит «враждебное поглощение» иностранным капиталом российского рынка сбыта?
– Главное, чтобы это не переросло в монополизм. Совсем исключить их нельзя. Потому что они создают хоть какую-то конкуренцию. Но если это крупные структуры, они должны конкурировать с крупными нашими сетевыми аналогами.
Еще одна проблема состоит в том, что доля старых необновляемых фондов неуклонно возрастает. В свою очередь, для привлечения инвестиций в АПК, нужна более низкая инфляция. Но это правительство должно уже регулировать на макроуровне.
«СП»: – В прессе были сообщения о готовности отменить продуктовое эмбарго для ряда стран. Так все-таки мы движемся в сторону импортозамещения, или это была просто красивая декларация?
– Конечно, такое шараханье на благо развитию АПК не идет. Честно говоря, с точки зрения экономической теории, нужно производить то, что вы можете производить. А покупать то, что вы производить не можете.
«СП»: – Это все теории XVIII века. Скажите, а с производством яблок или картофеля мы можем справиться без Польши?
– Если мы посмотрим структуру производства, то картофель у нас производится в мелких хозяйствах. Крупный капитал в этом, по-видимому, не заинтересован. Может быть, низкая рентабельность и так далее.
«СП»: – Скорее, высокие процентные ставки по кредитам и низкий уровень субсидирования.
– У России все же своя специфика. С апреля открываются выездные рынки, на которых можно приобрести плодоовощную продукцию.
«СП»: – Продукцию из Израиля или Турции – у нас в этом время только огурцы в теплицах завязываются.
– Так или иначе, время сбора урожая подойдет. И нужно стимулировать эти ярмарки, чтобы производители из регионов могли отвозить свою продукцию в мегаполисы и крупные города.
«СП»: – Следует ли поощрять создание крупных госагрохолдингов? Есть же у нас «Росагролизинг».
– У того же «Росагролизинга» нет конкурентов. А если бы она была, лизинг сельхозтехники обходился бы дешевле. Государство должно заниматься созданием конкурентной среды. Иначе получается, что наши власти плодят монополистов.
Сейчас модно кивать на ЦБ с высокой процентной ставкой. Но она ведь зависит от инфляции, последняя же от платежного баланса. У нас экспорт существенно больше, чем импорт. Эти нефтедоллары обычно размещали в Резервном фонде, или приобретали импорт. Сейчас в связи с санкциями ситуация другая. Пришло время отойти от монетаристских догм, и инвестировать в отечественное производство. Нужно определить долю валютной выручки, чтобы ее можно было вкладывать в сельское хозяйство.
После кризиса 1998 года многие газовые и нефтяные компании диверсифицировали бизнес: строили птицефабрики, вели тепличное хозяйство и т.д. Нужно, чтобы крупные получатели валютных средств не бежали сразу на валютную биржу, а вкладывались в реальное производство.
Продовольственный рынок имеет инерционный характер, напоминает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
– Снижение цен продолжается максимум недели три. До этого никто из игроков не понимал, что будет: сейчас рубль упадет, потом поднимется, затем опять упадет. Сейчас у людей появилась вера в стабильность (правда, не совсем обоснованная). На продовольственном рынке глобальные изменения проявляются через 3-6 месяцев. Ждать, что колебание доллара на протяжении трех-четырех недель приведет к резкому удешевлению цен на плодоовощную продукцию, не приходится.
«СП»: – Ваш прогноз – заявленное импортозамещение и, соответственно, долгосрочное снижение цен на продукты питания состоится или нет?
– До реального импортозамещения в плодоовощной группе эмбарго на поставки импортной продукции должны продлиться, как минимум, пять-шесть лет. В то же время мы настолько запустили ситуацию по плодоовощной группе, что сами обеспечиваем свои потребности в районе 20-40% по разным сегментам.
Почему при укреплении рубля продукты дорожают?Потому что продавцы, уже повысившие цены, не хотят их снижать обратно. Это как фарш, который очень сложно проворачивается обратно, а иногда достигает такой точки, когда обратно уже не провернуть.
Конечно, и снижать цены не хочется, но и надо понимать, что доллар подешевел, грубо говоря, вчера, а продавцы могли за тот же чеснок заплатить месяц назад по тогдашнему курсу.
Все равно сохраняется нестабильность и неуверенность — они сейчас цены снизят, а завтра (не дай бог) доллар опять вверх пойдет.
Все равно сохраняется нестабильность и неуверенность — они сейчас цены снизят, а завтра (не дай бог) доллар опять вверх пойдет.
На часть товаров цены практически никак не связаны с долларом, тем не менее растут вовсю. Самый яркий пример — сахар. Производство в России — около 5 млн. тонн. Импорт за 11 месяцев 2014 — 0,213 млн тонн и сырца 0,6 млн. тонн. Т.е. суммарно около 15% потребления. Причем, судя по
4% и 50% — почувствуйте разницу.
ТАСС, январь 2015цены на импорт выросли максимум на 25% и в общем росте составили 4% (это грубо, подробно считать лень). А в рознице цена поднялась на 50%.
Рост был обеспечен в основном за счет увеличения поставок сахара в Россию из стран СНГ в 13 раз до 213 тыс. тонн в натуральном и в 16 раз до $140 млн в денежном выражении в январе-ноябре 2014 года, согласно данным ФТС.
При этом поставки сахара-сырца в Россию за этот период также выросли на 33% до 558 тыс. тонн в натуральном и на 15% до $237 млн в денежном эквиваленте за 11 месяцев 2014 года.
4% и 50% — почувствуйте разницу.
Что-то я не уверен, что сахар подорожал на 50%, хотя это где как, конечно.
Я думаю, что продавцы же могут на что-то повышать цену больше, на что-то меньше, чтобы сохранить общую прибыль. Например, сильно подорожал сахар (даже отечественный), но за счет этого не подорожало молоко и хлеб.
Не могу сказать конкретно, где они крутят-вертят. Вот в Москве на рынках и в супермаркетах я вижу бананы по 80-100 рублей, а в «Окее» они по 63. Не знаю, почему так.
Я думаю, что продавцы же могут на что-то повышать цену больше, на что-то меньше, чтобы сохранить общую прибыль. Например, сильно подорожал сахар (даже отечественный), но за счет этого не подорожало молоко и хлеб.
Не могу сказать конкретно, где они крутят-вертят. Вот в Москве на рынках и в супермаркетах я вижу бананы по 80-100 рублей, а в «Окее» они по 63. Не знаю, почему так.
Не знаю где как, а у нас в Че летом сахар стоил 32-36, а к ноябрю 55-60. Больше, чем на 50%. С бананами как раз понятно — они все импортные, а сахар — чистая спекуляция.
Сахар дорожает потому что товар биржевой. Так что тут прямая зависимость от валюты при открытом рынке.
Все совсем наоборот, рост курса доллара влияет на цену сахар, ведь лучше продать произведенный сахар на экспорт за доллары, отсюда и повышение цены пропорционально росту курса доллара
На экспорт на сентябрь 14го ушло 245тыс тонн, порядка 5%. Так что все равно не прокатывает. Вон, я на лакокрасочном заводе сейчас работаю, там тоже есть экспорт, но цены нифига на 50% не поднялись. Меньше 15, и это практически все за счет сырья.
Рынка в стране нет нихрена.
Если продавец снижает цены, он продаст больше, и выручка больше должна быть, и у конкурентов непроданные продукты гниют. Почему в этой стране это не работает???
(не берусь утверждать, что в других странах это работает).
Если продавец снижает цены, он продаст больше, и выручка больше должна быть, и у конкурентов непроданные продукты гниют. Почему в этой стране это не работает???
(не берусь утверждать, что в других странах это работает).
потому что конкуренты нанимают «нехороших людей», отстегивают «правоохранителям» чтоб отвернулись, и на след утро продавца с низкими ценами никто найти не может
А чтоб компенсировать дополнительный расход, конкуренты потом еще подниму цену на товар
А чтоб компенсировать дополнительный расход, конкуренты потом еще подниму цену на товар
На мой взгляд, это просто непорядочность со стороны продавцов.ХАХАХАХ.Ща под стол укачусь.Да это смысл деятельности бизнеса-наеби ближнего своего.Порядочные люди в этой среде в принципе не уживаются.
Есть у меня рядом с домом кафешка. Работает от бренда Julius Meinl. Иногда брал у них кофе. За 400мл капучино цена была 170р. Очень не дешево, конечно, в целом, терпимо. Вчерась зашел, как обычно взял и слегка о#уел, когда увидел чек на 260р. Сказали, что с понедельника такая цена.
Знаю, что все это риторика и вопросы вникуда, но… Может, у кого есть идеи на счет того, с какого #уя?!
Т.е. эта контора — франшиза, наверняка. Работает за евробаксы, которые далеко не первый день дешевеют.
Знаю, что все это риторика и вопросы вникуда, но… Может, у кого есть идеи на счет того, с какого #уя?!
Т.е. эта контора — франшиза, наверняка. Работает за евробаксы, которые далеко не первый день дешевеют.
Во-первых, очень хочется денег…
Если ваш кофе не дорожал, то 170 рублей — примерно 5 долларов по старому курсу, а 260 рублей — 5 долларов по новому курсу. Всё нормально.
За 400мл капучино цена была 170р. Очень не дешево, конечно, в целом, терпимо.Знали вы или нет, но до скачков курса себестоимость чашки кофе была примерно 7 рублей, о чем участники рынка не таясь рассказывали.
Если ваш кофе не дорожал, то 170 рублей — примерно 5 долларов по старому курсу, а 260 рублей — 5 долларов по новому курсу. Всё нормально.
Да, про 7 рублей вы правы. С учетом розничных цен на кофе (при онлайн заказах пакетов по 1кг) себестоимость у этой кофейни была 10р.
Но тут фишечка-то в том, что подорожание произошло в этот понедельник, а кофейня работает далеко не первый год.
Это что получается тогда, что тот кофе, который я брал еще в пятницу, был закуплен аж в прошлом году, еще до ноября? В таком случае, как-то все это попахивает отвратно…
К слову, есть у нас в городе Хладокомбинат. Мороженое очень хорошее и вкусное делает. За прошлый год у них рожок подорожал с 19р в январе до 36р в декабре. Сегодня видел — 42р. Это в их ларьках. В рознице оно стоит 50-52р. Но все это не заметно внешне, ибо подорожания в абсолютных значениях происходят на пару-тройку рублей. А вот с кофе сразу бросилось в глаза…
Но тут фишечка-то в том, что подорожание произошло в этот понедельник, а кофейня работает далеко не первый год.
Это что получается тогда, что тот кофе, который я брал еще в пятницу, был закуплен аж в прошлом году, еще до ноября? В таком случае, как-то все это попахивает отвратно…
К слову, есть у нас в городе Хладокомбинат. Мороженое очень хорошее и вкусное делает. За прошлый год у них рожок подорожал с 19р в январе до 36р в декабре. Сегодня видел — 42р. Это в их ларьках. В рознице оно стоит 50-52р. Но все это не заметно внешне, ибо подорожания в абсолютных значениях происходят на пару-тройку рублей. А вот с кофе сразу бросилось в глаза…
Сложно что-то сказать, каждый сходит с ума по-своему.
Вот в Стиме (он-лайн продажа компьютерных игр) некоторые издатели ещё до скачка доллара взяли и подняли цены для России, мол, Россия встала с колен, пора с льготных цен переходить на мировые. Причём подъем был заметный, чуть ли не в два раза. Дорогие россияне обомлели от такой наглости, так что не знаю, сильно ли продавцы разбогатели.
Вот в Стиме (он-лайн продажа компьютерных игр) некоторые издатели ещё до скачка доллара взяли и подняли цены для России, мол, Россия встала с колен, пора с льготных цен переходить на мировые. Причём подъем был заметный, чуть ли не в два раза. Дорогие россияне обомлели от такой наглости, так что не знаю, сильно ли продавцы разбогатели.
Правительство напоминает большой корабль. Которое старается поднять тонущих. Чем больше спасает, тем глубже уходит под воду.
Так и будет, пока грабительские проценты ростовщиков у которых занимает бизнес не снизятся хотя бы вдвое.
В цене товара стоимость самого товара далеко не самая большая часть. Не забывайте о повышении кадастровой стоимости недвижимости и увеличивающегося давления на предпринимателей. Стоимость кредитов резко возросла, шанс их получение приблизился к фантастике. Рынок нестабилен, риски высокие, сейчас доллар снизился а завтра он будет 70, кто может гарантировать что нет? Я бы на месте предпринимателей тоже ничего не снижал, подготавливая подушку перед очередным гос кидком