Комментарии участников:
В Европе, по мнению Минфина США, наиболее «плохо» себя ведет Германия. Профицит торгового баланса «европейского локомотива» составляет почти 8% валового внутреннего продукта. По данным МВФ, Германия потеснила Китай на позиции страны с самым большим в мире профицитом торгового баланса. В США считают, что немцы, излишне полагаясь на экспорт, подрывают восстановление слабых экономик еврозоны и замедляют темпы экономического роста региона. В Японии же, считают американские чиновники, чрезмерное увлечение денежно-кредитной политики1 без соответствующей бюджетной поддержки и политики, которые делают страну более конкурентоспособной, ставит восстановление экономики в рискованное положение и «может вызвать отрицательные внешние эффекты».
Между тем в Китае, который постепенно «отвязывал» свою валюту от курса доллара в течение последнего десятилетия, юань по-прежнему «существенно недооценен», так что Пекин должен идти по этому пути как можно быстрее. В условиях, когда экономика КНР замедляется, это также негативно сказывается и на экономике США. Кроме того, китайские власти должны скорее открыть доступ к рынку для международных инвесторов и компаний. Что же касается Южной Кореи, то Штаты предостерегают эту страну от дальнейших интервенций на валютных рынках для поддержания заниженного курса воны.
Экономист корнельского университета Эсвар Прасад считает, что Минфин США должен быть очень осторожен в упреках других наций. «Есть, конечно, опасение, что Япония и Германия попытаются способствовать росту экономики за счет увеличения экспорта, а не внутреннего спроса, что приведет к все более несбалансированному восстановлению и торговой напряженности», — признает Прасад, бывший чиновник Международного валютного фонда.
Складывается интересная ситуация. США сами заинтересованы в ослаблении доллара и в увеличении сопутствующего дешевого экспорта, но не готовы позволить другим странам придерживаться той же стратегии, отмечает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. Но это фундамент современных экономических воззрений – поддерживать слабость национальной валюты (если она, конечно, мировая и свободно конвертируема). Это делается, чтобы, во-первых, брать в ней международные и внутренние займы, которые со временем будут дешеветь и их легче будет обслуживать, и, во-вторых, дать мощный импульс экспорту, и, как следствие, притоку капитала.
Сейчас ведущие страны мира (США, Германия, Япония, Китай) проводят слабую ДКП, но США постепенно вступают в период сильного доллара и дешевой нефти, и будут лоббировать этот свой экономический интерес. За счет дешевой нефти экономика США может получить не менее мощный импульс, чем от слабого доллара. Страны же, которые не зависят от ДКП – это те, кто либо не торгует (а таких в мире просто нет), либо те, кто торгует исключительно нефтью, и в таких объемах, что им не важна цена самой нефти и стоимость национальной валюты. Саудовская Аравия, например.
Так что заявления Минфина США – это стандартный элемент давления на торговых партнеров, который используется регулярно, указывает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Вероятнее всего, стороны ведут какие-то важные переговоры или готовятся к ним, создавая соответствующий информационный фон. Такое заявление нужно было сделать, вне зависимости от того, были для него капитальные основания или нет.
Но если все же обратиться к собственно денежно-кредитной политике, то нельзя не отметить, что американские власти сегодня возмущаются тем, что Китай и другие страны АТР аккуратно следуют тем рецептам, которые сами же США в свое время им активно рекомендовали использовать. Просто времена изменились, и то, что было крайне выгодно американцам 10-20-30 лет назад, сегодня оборачивается неприятностями. Пока не очень большими, но уже ощутимыми. Впрочем, в экономике всегда так – не существует рецепта вечного успеха. Каждая технология или политика эффективна только на определенном (иногда достаточно непродолжительном) отрезке времени. А после обязательно надо перестраиваться.