Почему вы не ходите в храм и не молитесь?
Комментарии участников:
По словам завуча, она была вынуждена написать объяснительную в районное управление образования. Затем в школу для встречи с директором приехал отец Дионисий, помощник саратовского митрополита по вопросам религиозного образования. Татьяна Михайловна во встрече со священнослужителем не участвовала, зато с ней беседовал заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Александр Резников. «Александр Иванович пришел ко мне в кабинет и начал разговор: мол, надо дружить с нашим благочинным отцом Виталием и приглашать его в школу, это вопрос политический, — рассказывает Коцерова. — Спрашивал: «Почему это вы в наш храм не ходите и не молитесь, может, вы — старообрядка?» Я ответила, что представитель администрации вообще не должен задавать мне такие вопросы».
Духовному мешает подушевое
Нужно отметить, что на практике школа даже при искреннем желании не может предоставить родителям полную свободу выбора модуля ОРКСЭ, как это декларировано в законе, — учебному заведению в глубинке это попросту не по карману. «Если класс разделится на шесть групп, понадобится шесть кабинетов для проведения одного урока. Вот где их взять?» — разводит руками Татьяна Михайловна. По ее словам, раньше православный модуль изучался во время урока, как положено по расписанию, а исламский — по окончании учебного дня, то есть дети из татарских семей вынуждены были пережидать «окно», а затем задерживаться в школе. «Родители говорили об этом с некоторой обидой. Я отрегулировала расписание, чтобы все находились в равных условиях. Но, видимо, это тоже повлекло недовольство со стороны районного руководства».
Вторая проблема — учебники. По словам завуча, на сегодня в школе есть учебники издательства «Просвещение» по основам православия и ислама. Если родители выберут модуль, который ранее в школе не изучался и, соответственно, учебников по нему в библиотеке нет, образовательное заведение должно найти деньги на дополнительную закупку.
Подушевое финансирование приводит к тому, что учитель заинтересован, чтобы класс не делился на группы и полным составом шел на один модуль. Как объясняет Коцерова, «если в группе 25 и более человек, час ОРКСЭ стоит около 600 рублей, если 15—16 человек — то в пределах 400».
С ОРКСЭ связана еще одна специфическая проблема, о которой организаторы введения религиозного курса, далекие от школьной практики, видимо, не задумывались. Добавить час в программу начальных классов нельзя по санитарным нормам (малыши и так загружены до предела), поэтому под ОРКСЭ в разных регионах отдали один из трех в неделю уроков чтения или один из пяти уроков русского языка. Причем преподаватель ОРКСЭ — это далеко не всегда «основной» учитель класса, это может быть учитель другого начального класса или предметник из средней ступени. Это означает передел нагрузки и, соответственно, оплаты между учителями, между представителями разных ступеней обучения. То есть школа, куда и так уже вошел дух конкуренции с введением стимулирующих выплат, получила дополнительный повод для обострения конфликтов внутри коллектива. Причем бьются учителя за копейки, и оттого еще беспощаднее. Какое уж тут духовное развитие.
Просто праздник какой-то
Как опасается Татьяна Коцерова, история с выбором религиозных модулей может стоить ей рабочего места. Тем более у педагога имеются и другие «грехи». Завуч ведет классное руководство в 6-м классе. Родители учеников направили директору письмо с просьбой спрашивать их согласия на присутствие православного священника на уроках истории (историю и православный модуль ведет один и тот же педагог). «Это было воспринято так, будто я подговорила родителей».
«Вы, наверное, слышали, что существует рекомендация по линии Министерства образования не отмечать в школах Хеллоуин. Но дети же любят наряжаться. Я разрешила им надеть маскарадные костюмы на осенний праздник урожая. После этого мне пришлось писать главе района объяснительную о том, что я не сатанистка, и в доказательство отправлять сценарий! — рассказывает Татьяна Михайловна. — Вроде бы смешно, а на самом деле — горько».
В администрации Хвалынского района утверждают, что никакого конфликта с преподаванием ОРКСЭ в школе нет. «Я неприязни к Коцеровой не имею. Просто у нее супруг родом из села Сосновая Маза, там много старообрядцев, вот я и полюбопытствовал, — говорит замглавы Александр Резников. — А про хождение в храм я вообще ничего не спрашивал, это она придумала».
Отец Дионисий, помощник главы Саратовской митрополии по вопросам религиозного образования, рассказал, что ездил в хвалынскую школу как член общественного совета при региональном министерстве образования — познакомиться с учебным заведением, а вовсе не в связи с конфликтом, которого нет. «В школе сложилась непростая ситуация внутри коллектива, и человек пытается привязать к своим личным проблемам шумный повод», — говорит отец Дионисий.
Культура выбора
Напомним, что новый предмет появился в школе по решению президента Дмитрия Медведева, одобрившего обращение лидеров религиозных организаций. Школе, обремененной массой собственных проблем, поручили противоречивую и рискованную задачу: вести уроки религии, при этом сохранить светский характер образования и не оскорбить чувства верующих. Учителя, и без того загнанные за годы бесконечных реформ и безденежья, выбрали путь наименьшего сопротивления: в одних регионах стали преподавать самый «безопасный» предмет — светскую этику, в других — доминирует тот или иной конфессиональный модуль.
В первый учебный год, когда ОРКСЭ появился в школе (2012/13), почти 64 процента российских школьников изучали светские модули — этику и основы мировых религий, 31,7 процента — основы православной культуры. В Москве и Петербурге показатели выглядели так: 74% и 23,4%, 90% и 9,4% соответственно. В нынешнем учебном году по России светские модули выбрали 63 процента родителей, православный модуль — 32,9 процента. Представители патриархии считают, что это связано с «оказанием давления на родителей», которым навязывают светские предметы.
Нынешней весной Министерство образования и науки по предложению РПЦ выпустило специальный регламент «мероприятий по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ». По суровости формулировок регламент напоминает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав». Требования изложены на 10 листах. Священнослужители имеют право участвовать в представлении модулей на родительских собраниях.
Так же, как на «больших» выборах, наличествуют «избирательные бюллетени» (заранее заготовленные бланки заявлений установленного образца), итоговый протокол, сводная таблица. Все серьезно: документы должны храниться не менее 5 лет. Предусмотрено и досрочное голосование родителей, и возможности переоформления готового протокола. Пожалуй, не хватает только открепительных удостоверений.
В рамках анонимного анкетирования, проведенного на специализированном сайте информационно-методической поддержки курса www.orkce.org. Перед введением курса эксперты указывали, что разделение по религиозному признаку может обострить отношения между детьми, — судя по результатам анкетирования, родители пытаются сгладить этот риск, присоединяясь к выбору большинства.
Правильный процент
В Саратовской области родители школьников делают выбор, не вызывающий нареканий со стороны православной церкви. В первый учебный год преподавания ОРКСЭ православный модуль выбрали 63,5 процента семей, сейчас цифра выросла до 70 процентов. В 18 районах области показатель превышает 90 процентов. «Нашей главной задачей должно быть наполнение этих цифр реальной работой. Критерий этой работы один — воцерковленные молодежь и подростки. И, конечно же, педагоги, которые, будучи воцерковлены, могут стать самыми активными помощниками духовенства», — заявил митрополит Лонгин.
Нынешней весной священники побывали на собрании директоров школ Саратова и семинаре районных методических объединений педагогов. К тому же духовенство участвует в подготовке учителей ОРКСЭ. По сообщению епархиального портала, программа курсов повышения квалификации, организованных Саратовским государственным университетом, была написана при «методической и консультативной поддержке» отдела религиозного образования и катехизации. Нынешней весной областной Институт развития образования, занимающийся подготовкой учителей, заключил соглашение о сотрудничестве с семинарией. Как сообщает епархиальный портал, совместная работа не ограничится рамками ОРКСЭ, «планируется уделить особое внимание вопросам интеграции православного компонента в предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла».
Представители общественности бурно обсуждают тему изучения религии в школе второй десяток лет. Родители в провинции относятся к предмету без особого интереса — мои собеседники впервые заглянули в учебник по просьбе корреспондента. Как рассказывает мама четвероклассника Надежда, их класс в полном составе изучает православный модуль, мнения родителей не спрашивали, «явочным порядком раздали учебники».
— Мой ребенок не интересуется, потому что у меня равнодушное отношение к религии. Если о вере говорят только в школе, а не в семье, эффекта не будет.
Алмагуль живет в маленьком заволжском селе. Ее младший сын заканчивает первый класс, уроки религии у него будут еще не скоро. В классе пять человек из семей разных национальностей. Очевидно, что поделить класс на группы по модулям не удастся. Как родители будут договариваться о выборе, собеседница пока не думала. «Я вообще не хотела бы, чтобы у нас был такой предмет. Не надо подчеркивать различия между детьми. Лучше бы было больше уроков по истории».
Вот за такие вещи надо бить по жопе всё начальство. Посещение любого храма должно быть только искренним.
История никого и ни чему не учит. В феврале 17, как только принудительно перестаи гнать солдат на молитвы, 80% перестали туда ходить. Даже, если память не изменяет, почти треть офицеров также на молебны перестала являться.
Да и храмы рушили отнюдь не жидокоммунисты, по-большей части народ сам лихо постарался. Зря и глупо, но из песни слов не выкинешь.
Да и храмы рушили отнюдь не жидокоммунисты, по-большей части народ сам лихо постарался. Зря и глупо, но из песни слов не выкинешь.
В феврале 17, как только принудительно перестаи гнать солдат на молитвы, 80% перестали туда ходить
Разброд начался намного раньше. А именно после 1861 года
Иран, СА, кажется Пакистан и ещё ряд стран, как то Турция — там вообще запрещено христианство проповедовать — смертная казнь или тюрьма. Китай борется с Христианством.
У нас такая мелочь вызывает слишком много шума. Может этой бабы вообще нет или статья написана по заказу…
Все знают, как много истеричных баб, которые приврут для красного словца и расскажут то, чего не было и быть не могло. Что её за сиськи замглавы администрации хватал, а священник держал в это время нож у горла. И прочитавшие начнут руки заламывать и биться в истерике.
Пустая тема, поднятая глупой бабой.
У нас такая мелочь вызывает слишком много шума. Может этой бабы вообще нет или статья написана по заказу…
В администрации Хвалынского района утверждают, что никакого конфликта с преподаванием ОРКСЭ в школе нет. «Я неприязни к Коцеровой не имею. Просто у нее супруг родом из села Сосновая Маза, там много старообрядцев, вот я и полюбопытствовал, — говорит замглавы Александр Резников. — А про хождение в храм я вообще ничего не спрашивал, это она придумала».
Отец Дионисий, помощник главы Саратовской митрополии по вопросам религиозного образования, рассказал, что ездил в хвалынскую школу как член общественного совета при региональном министерстве образования — познакомиться с учебным заведением, а вовсе не в связи с конфликтом, которого нет. «В школе сложилась непростая ситуация внутри коллектива, и человек пытается привязать к своим личным проблемам шумный повод», — говорит отец Дионисий.
Все знают, как много истеричных баб, которые приврут для красного словца и расскажут то, чего не было и быть не могло. Что её за сиськи замглавы администрации хватал, а священник держал в это время нож у горла. И прочитавшие начнут руки заламывать и биться в истерике.
Пустая тема, поднятая глупой бабой.
Может Вы и правы. Надо знать конкретику. Но выхлопы РПЦ по поводу школ — создают хорошую почву для таких вот «изсторий».