Совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором должна решиться судьба накопительной пенсионной системы, состоится на следующей неделе. Окончательная дата еще не назначена, но решение будет принято. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в аппарате правительства. Кабинет министров оказался в состоянии цугцванга. В шахматах этим термином называют ситуацию, когда любой следующий ход только ухудшает позицию игрока.
Правительство разделилось. И спор ведется не столько о развитии пенсионной системы, а о том, как заткнуть дыру в балансе Пенсионного фонда России (ПФР). По оценке зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, дефицит ПФР к 2017 году превысит триллион рублей. В 2015 году он составит 623 миллиарда рублей.
На этой неделе, например, глава Минфина Антон Силуанов призвал срочно повысить пенсионный возраст. Чиновник сказал, что это позволит снизить нагрузку на бюджет. Его заявление вызвало критику в социальном блоке правительства. Там предлагают другой вариант: отменить обязательную накопительную часть. То есть залезть в карман будущих пенсионеров.
Страсти по накоплениям
Предложение соцблока ликвидировать обязательную накопительную систему напрямую касается работающих россиян моложе 48 лет. Если опираться на последние данные Росстата, к этой возрастной категории относятся более 63 миллионов граждан. Из них почти 30 миллионов человек уже сделали выбор в пользу накопительной системы, написав заявление о переводе средств со своих накопительных счетов в негосударственные пенсионные фонды или частные управляющие компании. Схема очень простая. Есть фонд оплаты труда работника. 22 процента из него уходит в пенсионную систему, 16 процентов — в страховую часть (в том числе и на выплаты нынешним пенсионерам), 6 процентов — в накопительную. Именно за эти 6 процентов в правительстве развернулась нешуточная борьба.
Министр Максим Топилин и вице-премьер Ольга Голодец уверены, что накопительная пенсионная система должна быть полностью добровольной. Иными словами, «хотите пенсию побольше — извольте раскошелиться». Ранее в интервью «Ленте.ру» министр труда сказал, что обязательная накопительная система — это нонсенс: «В большинстве стран мира такого нет. Накопительная пенсия — добровольный выбор человека. Есть желание иметь пенсию больше, чем гарантирует государство, позволяет зарплата — откладываешь дополнительно на старость».
У сторонников отказа от обязательных накоплений есть еще несколько аргументов. Во-первых, они говорят о низкой доходности (по сравнению с уровнем годовой инфляции) накопительной части. Напомним, что те деньги, которые переводятся в НПФ, инвестируются в том числе в ценные бумаги отечественных компаний и государства. Они «работают» и не лежат мертвым грузом в ПФР. Во-вторых, считается, что россияне смогут более эффективно распоряжаться своими финансами после перевода системы в добровольный формат.
Продолжение...