Комментарии участников:
– Они представляют собой попытку апеллировать к механизму улаживания торговых споров, который уже был нарушен самими США и ЕС. Еще в 2012 году, когда решался вопрос о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию, значительная часть российского экспертного сообщества выступала против этого шага. Поскольку он фактически означал утрату экономического суверенитета РФ. Правила этой организации таковы, что она оставляет мало возможностей для принятия самостоятельных решений в торгово-экономической сфере. Многие вопросы фактически переходят на транснациональный уровень.
Само по себе введение санкций в рамках ВТО выглядит абсурдно – о какой свободной торговле может идти речь, когда против одного из членов этой организации вводятся экономически немотивированные ограничения.
«СП»: – Грубо говоря, факт введения необоснованных санкций означает отмену режима ВТО?
– Совершенно верно. Но сейчас, когда нужно еще раз раскачать ситуацию, американцы, вдруг, вспомнили о роли ВТО. Хотя российское импортозамещение — это всего лишь ответные меры на введенные против нас санкции. Грубо говоря, все эти апелляции к нормам ВТО представляют собой отвлекающий маневр – российский рынок, как таковой, США не нужен. Что касается ЕС, то для него санкции весьма болезненны. Но, как признал вице-президент США Джозеф Байден, европейцы были вынуждены пойти на это под давлением Вашингтона.
«СП»: – В таком случае, что могут предпринять американцы в ситуации, когда экономические меры по принуждению России к геополитической капитуляции не действуют (как бы Барак Обама не пытался убедить мир и своих соотечественников в обратном)?
– США воздействуют на Россию комплексно. Санкции это лишь одно из направлений, которое, естественно, усложняет положение России. Но, как мы видим, не делает его безвыходным. Так или иначе, в администрации США явно рассчитывали на нечто большее.
«СП»: – В частности, на резкое ухудшение социально-экономического положения в России, раскачивание политической «лодки» с последующей сменой неугодного режима.
– Я бы не особо обольщался на этот счет – раскачивание, наверняка, получит продолжение, причем с удвоенной силой. Собственно говоря, эта авантюра была задумана Госдепом на Украине с тем прицелом, чтобы аналогичная ситуация расползлась на Россию и Белоруссию.
«СП»: – «Майданный» потенциал России был явно переоценен американскими «инженерами» «оранжевых революций».
– Здесь я бы поспорил в том плане, что такой потенциал можно создать. Но только в более длительной временной перспективе. Первая «тренировка» состоялась в сентябре 2014 года под названием «Марш мира». Однако этот пробный шар «не покатился» – общественное мнение в стране почти полностью проигнорировало «пораженцев» и встало на сторону правительства (как в отношении Крыма, так и нашей политики в Новороссии).
Тем не менее, был выявлен достаточно приличный по численности либеральный протестный пласт. Это демонстрация возможностей современных технологий.
«СП»: – На первый взгляд, весьма неубедительная, даже если вспомнить «болотный процесс».
– Тогда была лишь обкатка. На базе интернет-технологий, которые подбирают сходных по духу и идеологическому настрою людей, а затем организуют и координируют их протестную активность. Под это выделяется внушительная сумма денег. И на Украине еще за полгода до майдана никто не мог себе представить, что кошмар может стать реальностью.
«СП»: – Но, все же украинское общество было гораздо более подготовлено для участия в нем событиями 2004 года.
– К акциям протеста, да. Но не к дракам с бойцами «Беркута», перестрелкам и братоубийственной войне. Поймите, с учетом существующих технологий для того, чтобы сработала такая провокация, и не нужно участие большинства населения. Достаточно небольшой, но хорошо подготовленной группы в центре столицы. Поэтому с прогнозами нужно быть очень осторожными.
«СП»: – На реализацию каких еще сценариев может пойти американский истеблишмент, если он убедится в неэффективности политики экономического «кнута» по отношению к России?
– На Украине уже появились американские инструкторы. И не только. До конца этого года Киев запланировал провести 11 военных учений совместно с военнослужащими НАТО. На Украину уже прибывают силы альянса под предлогом совместных учений. На этом фоне показательно, что президент Порошенко возможность любых переговоров с ДНР и ЛНР воспринимает исключительно как форму капитуляции последних.
Одновременно принимаются законы, направленные на подрыв и без того шаткого перемирия. Киевские власти запретили советскую символику, топонимы, празднование 9 Мая, легитимировали ОУН-УПА* и запустили на полный оборот молох политических репрессий. Очевидно, что рано или поздно это приведет к провокациям и новому витку вооруженного противостояния сторон.
Могут не только возобновиться боевые действия в ДНР и ЛНР, но и на территории практически всей Украины. По крайней мере, на уровне партизанской войны. Что, в свою очередь, станет основанием для введения т.н. «миротворческих сил» под эгидой стран НАТО.
«СП»: – Россия наверняка заблокирует такой «миротворческий» формат в Совбезе ООН.
– Но войска НАТО по факту (после учений) на Украине уже будут. И они смогут принять участие в боевых действиях на стороне Киева.
«СП»: – Как отреагируют российские власти, решатся ли они на переход Рубикона, который отделяет косвенную помощь ополченцам от прямого участия в конфликте?
– Я думаю, что сначала на Украину хлынут потоки добровольцев (а в обратную сторону, в Россию – потоки беженцев). О дальнейшем развитии событий рассуждать даже не хочется. Еще один сценарий — это убийство известного оппозиционного политика или общественного деятеля. По принципу «сакральной жертвы».
Для европейцев российский рынок критически важен, напоминает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
– Европу отсекли от нас американские партнеры. Под давлением со стороны которых Евросоюз согласился принести в жертву собственное материальное благополучие. Как член ВТО мы представляем серьезный сегмент глобального рынка. Соответственно, санкционная истерия разрушает этот международный торговый клуб.
Так что импортозамещение — это вполне адекватный ответ, который полностью вписывается в логику торгового противостояния. Потому что, естественным образом, Россию вынуждают вводить ответные ограничения. Антироссийские санкции были введены еще в марте прошлого года. Но до сих пор (до середины апреля) не было принято решение об их продлении. То есть, для европейцев санкции это не меньшее испытание, чем для России.
«СП»: – Возникает закономерный вопрос, а что мы тогда до сих пор делаем в этом «уважаемом» торговом клубе, правила которого нарушаются самым беспринципным образом?
– Несмотря на то, что, начиная с Сирии, Россию постоянно провоцируют на резкие телодвижения, наша дипломатия проявляет разумную сдержанность. А демарш по выходу из ВТО — это резкое телодвижение. Американцы и европейцы первыми нарушили принципы этой организации, после чего никакая юридическая казуистика не поможет им переложить вину за это на Россию. Мы лишь реагировали на нарушение.
Помните ситуацию, когда американцы провоцировали ввод российских войск в Донбасс, тогда только ленивый не кричал про «слив Новороссии». Тем не менее, у нашего руководства хватило ума этого не делать.
«СП»: – Что могут предпринять американцы, убедившись, что санкции не работают?
– Да «нет у них методов на Костю Сапрыкина». Единственное, что США могут сделать, это залить Украину кровью. Сейчас уже пошла волна террора. За прошедшие несколько суток убиты три журналиста и два общественно-политических деятеля. На сайте г-на Геращенко (помощника министра внутренних дел Авакова – прим. ред.) под названием «Миротворец» вывешивается личная информация о тех, кого «заказала» власть. Это ситуация, когда шпана, благодаря американцам, стала государством. Они, конечно, сорвут «Минск-2», ради того, чтобы посрамить Европу.
Война идет не за Украину, на которую американцам наплевать. Кто выживет в братоубийственной схватке, станут экономическими рабами. Их заставят работать на американские компании, выращивать продукцию, содержащую ГМО, на плодородных украинских черноземах.
Европа устала от колониального гнета США, а последние пытаются сохранить статус-кво. Полем битвы выбрана Украина, которая связывает, одновременно Россию и ЕС.
«СП»: – Пойдет ли Россия на то, чтобы вмешаться в конфликт, ради спасения соотечественников?
– Это будет самый сложный выбор для российского руководства за последние десятилетия новейшей истории. Надеюсь, что выходом станет решение невоенного характера. Несмотря на то, что американцы желают обратного.
Штаты явно разочарованы тем, что введенные ими санкции не возымели быстрого и действенного эффекта, согласен директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
– Их беспокоит, что Москва может заняться реальным импортозамещением. А это прямой путь к возрождению России в статусе великой державы.
И все же, несмотря на отсутствие ощутимых результатов, они будут продолжать политику санкций. В июле Америка «не мытьем, так катаньем» заставит ЕС их пролонгировать. Главный расчет делается не на обрушение российской экономики. Россия слишком большая и богатая ресурсами (как сырьевыми, так и человеческими, интеллектуальными) страна, чтобы её экономика так легко сколлапсировала. Даже такие несопоставимые с нами ни по одному параметру страны как Куба, Иран, Северная Корея успешно выдерживали санкционный прессинг.
«СП»: – На что тогда рассчитывают «архитекторы» санкций?
– На то, что «коллапс» произойдет в головах людей из-за снижения уровня жизни. И тогда россияне, якобы, кинутся в оппозиционные искания.
«СП»: – Пока российская общественность сохраняет «олимпийское спокойствие», а пример украинского майдана подавляющее большинство не вдохновляет, а, скорее, отталкивает.
– Безусловно, пока майдан в России выглядит как маловероятное событие. Зато вполне возможно расшатывание нашего геополитического ареала по периметру. Вот, например, Киргизия вступила недавно в Таможенный союз. Тотчас же в Бишкеке приземляется американский дипломатический борт со 152 тоннами загадочного груза. В ноябре этого года состоятся президентские выборы в Белоруссии, а уже 26 апреля аналогичное событие в Казахстане. И ни в одном из случаев нельзя исключать попытки реализации «оранжевого» сценария.
Так или иначе, американцы будут пытаться оказывать давление на партнеров России, ограничивать наши контакты с другими странами. В том числе из числа участников БРИКС, а также с партнерами по евразийской интеграции.
Не исключено, что Вашингтон может попытаться вбить клин в наши отношения с Ираном. Например, договорится с последним о снятии нефтяного эмбарго. И, тем самым, еще больше уронит цены на нефть. Учитывая, что Россия до сих пор существует в основном за счет нефтедолларов, это станет дополнительной головной болью для наших властей.
«СП»: – В первую очередь, беспокоит возможность военного сценария…
– Скорее всего, уже в ближайшее время произойдет обострение ситуации в Донбассе. Будет какая-то провокация вроде сбитого в прошлом году малазийского «Боинга». После чего и были введены секторальные санкции. Так и сейчас, в мае США могут снова развязать руками своих киевских ставленников боевые действия в Донбассе. Чтобы в июле обосновать необходимость пролонгации секторальных санкций или введения новых, еще более жестких.
Но это будет касаться лишь Донбасса. Я лично с трудом представляю, как современную Украину можно сделать серьезным фактором давления на Россию. Потому что любые открытые военные действия (например, попытка вернуть Крым) закончатся полным крахом киевского режима. Я не верю в войну с НАТО. Ни на территории Украины, ни где-либо еще. Потому что Запад к этому категорически не готов. Просто потому, что там слишком сильны фобии перерастания обычного конфликта в ядерный. В таком случае Европа будет просто стерта с лица Земли.