Комментарии участников:
«Трудно ожидать, что регионы смогут финансировать дополнительное выпадение доходов (особенно по налогу на прибыль и НДФЛ) за счет рыночных источников», — говорится в исследовании Сбербанка. Даже в более благополучном 2014 году удалось разместить 111 млрд. руб. субфедеральных бумаг при потребности в рефинансировании в 121 млрд. руб. Существенно выросла и задолженность региональных бюджетов перед банками: по итогам 2014 года — 1,07 трлн руб. По мнению Цепляевой, части регионов может потребоваться поддержка в обслуживании накопленных долгов, и «трансферт легко может вырасти до 1,2-1,3 трлн руб.».
Кроме того, как считает Цепляева, хотя ситуация в банковской сфере нормализовалась, однако нельзя исключать, что банкам потребуется дополнительная помощь государства. Также дополнительно финансирование может потребоваться и компаниям. В список системообразующих предприятий МЭР входят 199 компаний, пока поддержку в 170 млрд руб. государство обещало только «Объединенной авиастроительной корпорации».
Бюджетный дефицит может быть отчасти компенсирован за счет дополнительных поступлений от НДС. Но это, по оценкам ЦМИ Сбербанка, всего — 200 млрд. руб.
Хватит ли резервного фонда
В итоге правительству может потребоваться дополнительно 800 млрд руб., которые придется брать из Резервного фонда, подводит итог Юлия Цепляева. По словам экономиста, повторится ситуация 2008-2009, когда львиная доля Резервного фонда была истрачена. К концу 2010 года его объем составил всего 770 млрд руб.
По итогам 2015 года средств в Резервном фонде может оказаться даже меньше. Как отмечает Цепляева, снижение курса евро относительно доллара и укрепление рубля уже привели к снижению объема фонда с начала года в рублевом эквиваленте на 545 млрд руб. На 1 апреля в фонде было 4,4 трлн. руб., в этом году планируется забрать оттуда до 3,1 трлн руб. С учетом дополнительной суммы в 800 млрд на конец года в фонде может остаться чуть более 10% от текущего объема средств.
При этом возможности государства найти иные источники заимствований (помимо Резервного фонда) для покрытия бюджетного дефицита крайне ограничены. Например, по планам в 2015 году Минфин должен разместить ОФЗ на сумму 1 трлн руб. «Вероятно, этот план придется скорректировать, чтобы не вытеснить с рынка корпоративных заемщиков. Да и прошлый опыт говорит, что планы по размещению никогда не выполнялись: в 2011 году Минфину удалось разместить только 58% от запланированного объема, а в 2013 году — из запланированных к размещению ОФЗ на 1,02 трлн руб. было размещено только 300 млрд», — говорится в исследовании Сбербанка.
«Не думаю, что у Минфина будут проблемы с финансированием дефицита бюджета даже при крепком рубле. Текущая цена на нефть превышает заложенную в бюджете более чем на $10», — говорит Трофимова. Она считает, что дефицит бюджета в этом году может составить около 3,5% ВВП.
Кузьмин из «Ренессанс Капитала» считает, что прогноз Сбербанка слишком пессимистичен. «Нужно учитывать, что расчеты Минфина основаны на консервативном сценарии развития экономики. Мы считает, что стоимость нефти будет выше $60 барр., а доллар в среднем будет стоить 57 руб. Дефицит бюджета будет всего 2,2 трлн руб.», — говорит он. По словам Кузьмина, верятность того, что Резервный фонд будет весь потрачен к 2017 году, очень невелика.
Кроме того, как считает Цепляева, хотя ситуация в банковской сфере нормализовалась, однако нельзя исключать, что банкам потребуется дополнительная помощь государства. Также дополнительно финансирование может потребоваться и компаниям. В список системообразующих предприятий МЭР входят 199 компаний, пока поддержку в 170 млрд руб. государство обещало только «Объединенной авиастроительной корпорации».
Бюджетный дефицит может быть отчасти компенсирован за счет дополнительных поступлений от НДС. Но это, по оценкам ЦМИ Сбербанка, всего — 200 млрд. руб.
Хватит ли резервного фонда
В итоге правительству может потребоваться дополнительно 800 млрд руб., которые придется брать из Резервного фонда, подводит итог Юлия Цепляева. По словам экономиста, повторится ситуация 2008-2009, когда львиная доля Резервного фонда была истрачена. К концу 2010 года его объем составил всего 770 млрд руб.
По итогам 2015 года средств в Резервном фонде может оказаться даже меньше. Как отмечает Цепляева, снижение курса евро относительно доллара и укрепление рубля уже привели к снижению объема фонда с начала года в рублевом эквиваленте на 545 млрд руб. На 1 апреля в фонде было 4,4 трлн. руб., в этом году планируется забрать оттуда до 3,1 трлн руб. С учетом дополнительной суммы в 800 млрд на конец года в фонде может остаться чуть более 10% от текущего объема средств.
При этом возможности государства найти иные источники заимствований (помимо Резервного фонда) для покрытия бюджетного дефицита крайне ограничены. Например, по планам в 2015 году Минфин должен разместить ОФЗ на сумму 1 трлн руб. «Вероятно, этот план придется скорректировать, чтобы не вытеснить с рынка корпоративных заемщиков. Да и прошлый опыт говорит, что планы по размещению никогда не выполнялись: в 2011 году Минфину удалось разместить только 58% от запланированного объема, а в 2013 году — из запланированных к размещению ОФЗ на 1,02 трлн руб. было размещено только 300 млрд», — говорится в исследовании Сбербанка.
«Не думаю, что у Минфина будут проблемы с финансированием дефицита бюджета даже при крепком рубле. Текущая цена на нефть превышает заложенную в бюджете более чем на $10», — говорит Трофимова. Она считает, что дефицит бюджета в этом году может составить около 3,5% ВВП.
Кузьмин из «Ренессанс Капитала» считает, что прогноз Сбербанка слишком пессимистичен. «Нужно учитывать, что расчеты Минфина основаны на консервативном сценарии развития экономики. Мы считает, что стоимость нефти будет выше $60 барр., а доллар в среднем будет стоить 57 руб. Дефицит бюджета будет всего 2,2 трлн руб.», — говорит он. По словам Кузьмина, верятность того, что Резервный фонд будет весь потрачен к 2017 году, очень невелика.