Комментарии участников:
источник: svpressa.ru
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает, что внешний вид новейшей бронетехники – это, конечно, интересно, но мы все равно не знаем реальные характеристики машин.
— Понятно, что с появлением первых фотографий перспективных боевых машин в Сети, пусть даже и под брезентом, американские военные начали заниматься совершенно нормальным делом – просить деньги у властей США, так сказать, на парирование. С концептуальной точки зрения новые образцы бронемашин действительно не имеют аналогов, за исключением разве только модульных БТР «Бумеранг», которые, на мой взгляд, имеют сходство с давно существующими американскими бронетранспортерами «Stryker». У танка и БМП «Армата», БМП и БТР «Курганец-25» аналогов нет, но повторю – мы не знаем их реальных характеристик, и не знаем, когда они действительно дойдут до производства.
«СП»: — Одно время много говорили о том, что САУ «Коалиция» будет иметь два ствола калибра 152-мм, расположенных один над другим, но в итоге самоходка получила лишь один…
— Два ствола – это, конечно, оригинальная идея, но лично мне с самого начала был непонятен смысл такой затеи. Каким образом осуществлять стрельбу? Одновременно из двух стволов или по очереди? Если одновременно, то нужно было соответствующим образом усиливать конструкцию всей самоходки и увеличивать ее боекомплект, что в разы ее бы утяжелило.
Один из ведущих экспертов в области броневой техники, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский отмечает: первоначально самоходная артиллерийская установка действительно разрабатывалась с двумя стволами для повышения скорострельности и для сокращения времени выполнения огневых задач.
— В результате работы над опытным образцом выяснилось, что автомат заряжания орудий не показывает требуемую степень надежности при работе в двуствольном режиме. Стрельба велась попеременно из двух стволов, но поскольку время между выстрелами было меньше, чем цикл работы автомата заряжания, то, по сути дела, получалась очередь. Но, повторю, требуемую степень надежности автомат не обеспечивал.
«СП»: — После публикации на сайте Минобороны фотографии новейших образцов техники, вопросы вызвала классификация танка Т-14 «Армата», приведенная на изображении, а именно – «средний танк».
— Я поясню. Существуют подконтрольные Генштабу ВС РФ оргштатные структуры, которые везде без указания конкретного типа танка называют его «средним». Бронемашина Т-14 «Армата» разрабатывалась в рамках программы НИОКР как «тяжелая унифицированная гусеничная платформа «Армата» (по массе)». Вот ее официальное название. В Минобороны явно взяли штат существующих мотострелковых танковых бригад, поэтому и написали – «средний танк». Когда в ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление Минобороны РФ – «СП») давали техническое задание на ОКР, писали так, как я сказал выше.
«СП»: — В США теперь также намерены модернизировать свою бронетехнику, например, знаменитые танки «Abrams» и даже бронетранспортеры «Stryker». На ваш взгляд, что это может быть за модернизация?
— Насколько я знаю, согласно их утвержденным планам финансирования, такая работа начнется не раньше 2017-2018 годов. Но надо сказать, что речь не идет о какой-то радикальной модернизации: на «Abrams» останутся те же пушки, экипаж будет по-прежнему состоять из четырех человек (экипаж Т-14 – три человека – «СП»). То есть произойдет локальное улучшение в системе управления огнем, бронезащите. Понятно, что это не придаст танку какие-либо принципиально новые свойства. С БТР «Stryker» ситуация такая же: предложения по увеличению калибра автоматической пушки явно не придаст машине каких-то новых свойств. Тоже самое можно сказать и о предложениях немецких отставных военных, например, принять на вооружение снаряды с сердечником из обеднённого урана.
Надо понимать, что те боевые машины, которые, к примеру, сейчас немцы демонстрируют на выставках, например, танк «Leopard 2 Revolution» (одна из последних модификаций семейства «Leopard 2»), теперь, как и другие танки классической компоновки, после появления Т-14 «Армата» просто-напросто мгновенно устарели. Это ситуация сравнима с революцией в военно-морском деле, которую произвел британский линкор HMS «Dreadnought» в 1906 году с реализованным при его постройке принципом «all-big-gun» («только большие пушки»).
«СП»: — Вопрос только в том, когда наша новая бронетехника пойдет в серию…
— Да, надо завершить госиспытания, на которые, наверное, уйдет весь следующий год. Потом — провести еще совместные войсковые испытания. Думаю, серийное производство Т-14 и других образцов перспективной бронетехники начнется в 2017-2018 годах.
«СП»: — Представленные изображения бронемашин – это их окончательный вариант или возможны еще какие-либо изменения во внешнем виде и в их «начинке»?
— Конечно, еще могут быть какие-то изменения. Надо понимать, что это партия бронемашин – опытно-промышленная, которой предстоит пройти государственные испытания и войсковую эксплуатацию. Изменения во внешнем облике будут «косметическими», да и начинка вряд ли изменится радикально.
«СП»: — Т-14 по своим характеристикам сильно отличается от танка предыдущего поколения?
— Кардинального улучшения ожидать не стоит. Но, тем не менее, существенно вырастут эксплуатационные и боевые характеристики. Прежде всего, за счет автоматизации и роботизации тех процессов, которыми раньше занимался экипаж, а также – за счет применения электронно-компонентной базы (ЭКБ) нового поколения и некоторых других технических решений.
Не секрет, что значительная часть работы танкистов на современных танках носит механический характер. Например, чтобы перевести вооружение из походного в боевое положение, наводчик-оператор выполняет около трех десятков операций, командир танка – около двух десятков. На «Армате» все это будет автоматизировано и роботизировано, человеку останется только верно оценивать обстановку, а также решать такие интеллектуальные задачи, как, допустим, распознавание образов. Автоматика пока не умеет это делать так, как может человек.
«СП»: — Неужели ЭКБ на новой бронетехнике отечественного производства?
— Не только. Есть и элементы зарубежного производства. Но здесь мы от Запада не зависим – мы работаем с другими странами. Отмечу, что мы на пороге массового обновления всех систем вооружений наземных сил общего назначения. Ведь, напомню, кроме бронетехники в войска вскоре поступит и новая артиллерия, индивидуальная боевая экипировка, стрелковое оружие, противотанковые средства. То есть обновление ждет практически всю номенклатуру систем вооружения.
Снимок в открытие статьи: танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата»/ Фото: Михаил Воскресенский/