Комментарии участников:
— В июне-июле 1941 года, подвергшись нападению, Советский Союз терпел на западном фронте поражение за поражением, а Германия распространяла по всему миру победные реляции и обещала закончить «блицкриг» на Востоке в считанные недели. Ровно через месяц после начала войны — 22 июля — фашисты осуществили первый массированный налет на Москву, который, впрочем, был успешно отражен. Тем временем авиация западных приграничных округов несла тяжелые потери. Министр пропаганды Йозеф Геббельс кричал на весь мир, что советская авиация разгромлена, ему вторил главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!».
— Советские летчики между тем готовились ответить «ударом на удар». 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота был отдан приказ Главкома Иосифа Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Дальние бомбардировщики «ДБ-3Ф» – позже «Ил-4″ — так как были разработаны в КБ Илюшина — считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики отправились на первую бомбардировку Берлина. В 21 час 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Сааремаа, самолеты впервые улетали на Берлин. Затем самолеты вылетали бомбить Берлин и с аэродрома города Пушкин под Ленинградом.
— Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. Маршрут проходил по линии: остров Сааремаа — Свинемюнде — Штеттин — Берлин на расстояние 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная — 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала минус 35-40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.
— В ту ночь над Берлином побывало пять самолетов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Евгением Преображенским. Остальные отбомбились по берлинскому предместью и германскому городу-порту Штеттину. «Мое место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Эти слова радиста Василия Кротенко прозвучали в прямом эфире в ночь на 8 августа 1941 года над пылающими развалинами военных объектов столицы Третьего рейха. С тех пор в Берлине уже не решались ночью зажигать свет. Так бомбы Преображенского на три с лишним года потушили ночные огни Берлина.
— Удар с воздуха был для немцев столь неожиданным, что сначала они приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с курса. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов, и только когда на улицах Берлина начали рваться бомбы, немецкие зенитчики пришли в себя, но было поздно. Отбомбившись, советские самолеты легли на обратный курс.
— На следующий день в немецких газетах появилось сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». Англичане удивились еще больше немцев: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала». Так начиналась информационная война, развитие которой вы видите сейчас. Но немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному «блицкригу».
— Берлин продолжали бомбить до 5 сентября, но после оккупации фашистами Эстонии полеты с острова Сааремаа стали невозможны. За август-сентябрь 1941 года экипажи особой оперативной авиагруппы произвели 86 самолето-вылетов. 33 раза самолеты долетели до Берлина, на который было сброшено фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 тонн. Для сравнения: авиация Англии за весь 1941 год сбросила всего 35 бомб в районе Берлина. Из-за воздействия сил и средств ПВО противника, а также из-за катастроф во время взлетов, гибели при вынужденной посадке наши потери составили в общей сложности 17, а по некоторым источникам — 18 самолетов. Погибло восемь полных экипажей.
— Обратно летчики летели на пределе. И часто не долетали до аэродрома. Не дотягивали. Было две причины для этого. Во первых, самолеты снабжались тяжелыми фугасными авиабомбами ФАБ-1000 и ФАБ-500, а более мелких или зажигательных просто не было на складах. Бомбовая перегрузка не позволяла брать достаточно горючего. А оно кончалось еще в море, и дальше они пытались с помощью планирования дойти до посадочной полосы. Они не катапультировались, потому что знали, в стране острый дефицит самолетов и каждая потеря ослабляет ее, дает фашистам значительное преимущество. И, несмотря на риск собственным жизням, экипажи самолетов принимали решения добраться до острова Сааремаа… Потом мы снова ходили на его западный берег, усеянный обломками наших самолетов. Но теперь понимали цену нашей Победы.
читал у Водопьянова в книге…
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году

Прообразом для дальнего бомбардировщика ДБ-3 стал ближний бомбардировщик ББ-2, широко известный ЦКБ-26.Вот полная ссылка — modelist-konstruktor.com/aviacziya/samolet-razvenchavshii-mif-o-nepobedimosti-germanii
29 августа 1934 года начальник УВС РККА Я.И. Алкснис утвердил тактико-технические требования на ближний бомбардировщик, создание которого поручили Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) завода № 39. Непосредственное руководство проектированием машины взял на себя начальник ЦКБ С.В. Ильюшин.
Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?
Только фотка не та. У модификации «Ф» был изменен фюзеляж
www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-sssr/db-3f-il-4.html
www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-sssr/db-3f-il-4.html
Глубокая модернизация ДБ-3 с установкой новых двигателей М-88 (1100 л.с), удлиненной и более обтекаемой носовой части фюзеляжа веретенообразных очертаний с обширным остеклением, незначительным увеличением площади крыла при сохранении прежнего размаха привела к созданию ДБ-3Ф
Просто решил почитать про этот самолет и смотрю, фото не то, немного покапал. Потом эту модификацию вообще переименовали в ИЛ-4.
Только в начале статьи нет уточнения, какая модификация применялась.
Только в начале статьи нет уточнения, какая модификация применялась.
Дело в том, что в разных источниках были ДБ-ЗС, просто ДБ-З и, самое интересное, ИЛ-4. Вообщем чем дальше от даты, тем больше путаницы в головах историков-архивистов. СПС за проведенное расследование. Это правильно, как мне кажется.