Комментарии участников:
Продолжение
Кроме того, в нынешней политико-экономической ситуации доступ государства к деньгам крайне важен. Поэтому в условиях, когда цены на нефть не столь высоки, высвобождающиеся деньги необходимо вкладывать в свою экономику.
«СП»: — А с чем тогда связано «символическое вложение» 300 миллионов долларов в облигации США в марте?
— Центробанк РФ в марте закупал валюту для оптимизации курса рубля. А затем искал, куда бы её вложить. По инерции таким инструментом выбрали US Treasuries. Так всегда поступали в так называемый «кудринский период».
Но в будущем, я думаю, будет сделана ставка на собственный финансовый рынок. В конце концов, можно создавать аналогичные модели в Российской Федерации. Например, выпустить инфраструктурные облигации или провести программу количественного смягчения облигаций.
«СП»: — До каких пределов мы можем выводить деньги из US Treasuries?
— Система казначейских облигаций США отличается тем, что из неё проще выходить, чем из других подобных систем. Американские бумаги достаточно ликвидны, их можно продать. Причём, при массовой продаже они особо не теряют в цене.
Поэтому количество проданных американских облигаций будет зависеть в первую очередь от взаимоотношений Россией и США. Если ситуация здесь будет ухудшаться, продажа облигаций продолжится ускоренными темпами.
В зависимости от ситуации в российской экономике планка облигаций в US Treasuries может быть понижена до 30−40 миллиардов долларов.
«СП»: — А полностью отказываться от этого инструмента мы не будем?
— Это маловероятно. Всё-таки US Treasuries довольно надёжна. Пока ничего подобного в мире нет, полностью отказываться от неё мы не будем, чтобы держаться курса диверсификации финансовых рисков.
«СП»: — Но ведь в таком случае у США остаётся рычаг давления на Россию.
— В принципе Америка может отказаться платить нам по государственным облигациям. Как это пытается сделать Украина. Но США вряд ли пойдут на такой шаг, поскольку это будет означать, что и их страна отказывается от своих обязательств. Это нанесло бы удар по престижу финансовой системы Америки в целом. Значительная часть стран-держателей американских облигаций, в частности, Китай, Япония, тогда начнут массово продавать эти активы. Поэтому в ближайшие два года крайне маловероятно, что США заморозят купленные Россией облигации.
— В целом Россия действительно продолжает курс на продажу американских ценных бумаг, — говорит профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов. — Однако надо понимать, что выводить слишком большие объёмы из US Treasuries достаточно опасно. Могут последовать серьёзные контрмеры со стороны США. Такие примеры уже были. Поэтому делать это надо осторожно. Были времена, когда у нас в государственных облигациях США лежало до 200 миллиардов долларов. Так что сокращение очевидное.
Другое дело, я не уверен, что высвободившиеся деньги не окажутся вложенными в казначейские бумаги других стран. Или не будут размещены в виде валютных депозитов в зарубежных банках.
«СП»: — До какого уровня мы можем снижать количество ценных бумаг в US Treasuries?
— Надо бы снижать до нуля. Как ни крути, экономическое противостояние с США имеет место быть. Если противостояние перейдёт в более острую фазу, эти средства могут быть просто потеряны для России.
Не прошло и десяти лет
Американцы, не стал скрывать Киммитт, заинтересованы, чтобы средства Резервного фонда и Фонда будущих поколений вкладывались за рубежом, в том числе и в активы на территории США. Пока цена на нефть измеряется в долларах, это наиболее устойчивая валюта, и потому долларовые активы сейчас наиболее привлекательны, соглашаются аналитики. Но при этом, по их мнению, России следует подумать над тем, что выторговать «взамен».
Впрочем, судя по всему, безоговорочно принимать предложение Киммитта в России не торопятся. Пресс-служба минэкономразвития в официальном сообщении по итогам визита американского гостя проинформировала лишь, что «состоялся обмен мнениями о возможностях инвестирования средств Стабфонда в экономику США». А на сайте минфина сообщается, что министр финансов Алексей Кудрин встречался с Киммиттом, но они обсуждали проблемы прямых иностранных инвестиций, а вопрос о средствах Стабфонда не затрагивался. Однако российский минфин не раз заявлял, что деньги из «нефтяных копилок» нельзя вкладывать внутри России. По мнению Кудрина, прямое инвестирование в экономику может разогнать инфляцию, а российский фондовый рынок пока слишком неустойчив. Так что дебаты о том, куда вкладывать «нефтяные» деньги, еще впереди.