Комментарии участников:
Продолжение:
То есть, разжигая Киргизию, бьют — это однозначно — и по Кремлю, и по Пекину. Это очень удобно. Очень дешево. Потому что Киргизия — это вообще страна дешевая во всех смыслах. Организовать там митинг в разы проще, чем, допустим, в Астане или Ташкенте. Поэтому — да, конечно, Киргизия.
«СП»: — Таинственный груз может быть как-то связан с этими планами?
— Тут могут быть разные версии. Я не думаю, что они там доллары тонами возят. Вряд ли это наличность. В «Борисполь» возили в свое время. Но не тоннами, а гораздо меньшими весовыми категориями. Скорей всего, это какое-то оборудование. Оборудование для спецмероприятий — так можно сказать.
Вокруг посольства США в Бишкеке ведется, действительно, очень активное строительство в течение последних двух-трех лет. Там строятся, судя по всему, большое количество подземных комплексов. Чем они там будут насыщаться не совсем понятно. Кстати, это самое большое посольство и по количеству персонала, и уж, тем более, по оснащенности в Киргизии среди иностранных посольств.
В контейнерах, наверное, какая-то специализированная аппаратура. Поэтому отказывались от комментариев сначала.
«СП»: — А насколько в республике сильная власть. Президент Атамбаев, например, какие имеет рычаги, чтобы противодействовать попыткам дестабилизировать ситуацию?
— В силу своих возможностей, как я полагаю, он пытается противодействовать. Собственно, сама по себе эта утечка является демонстрацией того, что Служба национальной безопасности держит руку на пульсе. Хотя все-таки, я думаю, что в основном там руку на пульсе держат иностранные специалисты, которые помогают киргизским чекистам. Есть ведь особые договорённости между нашими спецслужбами и спецслужбами Киргизии. На уровне таких договорённостей существует взаимодействие у российских спецслужб только с казахами. Вот три страны, которые связаны между собой очень тесными партнерскими узами в области разведки, контрразведки и т. п.
То, что нам стало известно сейчас вплоть до тоннажа отдельных контейнеров, я думаю, это как раз заслуга киргизских профессионалов, которые призваны противодействовать попыткам дестабилизировать ситуацию в стране.
Вот таким образом — через принцип: предупрежден, значит, вооружен. Никак иначе. Ну, что они могут сделать? Они не могут запретить десятки и сотни неправительственных некоммерческих организаций, которые там расплодились, по сути дела, как раковая опухоль еще при президентстве Акаева.
Сейчас ведь, по самым скромным оценкам, в Киргизии (если учитывать членов семей) количество людей, которые живут на западные гранты, исчисляется цифрой примерно от 200 до 250 тысяч человек. Для республики с пятимиллионным населением, можете представить, насколько это значимая цифра. Как иначе противодействовать? Запрещать они не могут.
Собственно, вот Атамбаев недавно с Соросом встречался. А что, надо было закрыть границы для филантропа-спекулянта международного? Не могут они себе этого позволить. Нет у них на это ни сил, ни ресурсов, ни возможностей. Поэтому они стараются по-возможности мониторить ситуацию. Делиться данными с партнерами по разным объединениям.
В конце апреля в Киргизии пройдут тренировки спецназа ШОС с участием российских, китайских, киргизских, казахских и таджикских военных. По-моему, очень адекватный ответ на все эти непонятные контейнеры и проч. глупости.
Востоковед Дмитрий Верхотурцев напомнил, в свою очередь, что загадочные вещи с американскими контейнерами случаются не в первый раз:
— Я могу напомнить историю с американским контейнеровозом «Маягуэс», произошедшую в конце Вьетнамской войны. Грузовое судно было захвачено боевыми катерами «красных кхмеров» в Сиамском заливе. А потом американцы бросили на то, чтобы отбить его, целый флот с авиацией и морской пехотой. Так и осталось неизвестным — хотя много лет прошло — что было в контейнерах, которые находились в трюмах «Маягуэса». На мой взгляд, эти контейнеры имели прямое отношение к кампучийским делам. Потому что через месяц после того, как сухогруз был отбит, в Кампучии вдруг появилось мощное антикоммунистическое сопротивление.
Поэтому соглашусь — груз в «Манасе» наводит на определенные аналогии. Хотя, тут трудно сказать. Может быть все, что угодно
Но действительно, американские и вообще западные организации в Киргизии работают давно и имеют там хорошие позиции. Это связано с политикой первых лет независимости. Свобода, демократия… Вот тогда, собственно, американцы туда пришли, укрепились и подготовили там себе кадры.
«СП»: — То есть, ресурсы для дестабилизации ситуации уже есть. И скорей всего это даже не будет дорого стоить — Киргизия бедная страна…
— Я бы не сказал, что организация волнений совсем уж простое дело. Но в Киргизии — да. Там есть способы, как это сделать. Там нужно буквально несколько человек из местных, чтобы устроить беспорядки.
Для нас это не представляет какой-то существенной угрозы. Потому что все равно Киргизия экономически зависит от России. А Китай там, конечно, вольностей не допустит. Но это неприятно очень. И это, скажем так, враждебный шаг, если американцы, действительно, попытаются что-то подобное устроить.
— Средняя Азия — это тот регион, который может заполыхать уже в самое ближайшее время, — считает представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа, политолог Михаил Чернов. — На это указывает и общеполитическая ситуация. И, скажем так, некие личностные биографические данные персонажей, делегированных для работы в Киргизию руководством США.
В Киргизии уже отработана и вся логистическая схема. И отработана прекрасно. Потому что долгое время аэропорт «Манас» служил американцам, как военная база. Соответственно, все каналы доставки, возможного распределения и освоения груза, в том числе и большого — это отработано.
Второе: Киргизия — это республика, где активней всего работал американский неправительственный сектор. И, соответственно, почва для принятия «демократических ценностей» уже подготовлена. Плюс в стране есть потенциал для дестабилизации — серьезные внутренние противоречия, которые уже становились раньше поводом для массовых выступлений. А это представляет достаточно серьезную угрозу, поскольку на юге Киргизия имеет выход в Ферганскую долину — т. е. на Узбекистан и Таджикистан.
Впрочем, уже есть договоренности с руководством Киргизии о том, что российские пограничники будут участвовать в охране киргизско-китайской границы. И я уверен, что очень скоро они встанут и на киргизско-таджикской границе. А уже к осени может быть решен и вопрос о размещении российской военной баз в Оше.
Соответственно, да — проблемы будут. Но они будут решаться.
Посмотрим, 152 тонны груза — это конечно перебор, нужно ограничивать такие поставки, максимум 1 тн груза и все, хватит…