Власть британских ученых
Ольга Туханина
В конце восьмидесятых годов меня поразил забавный эксперимент, поставленный неким американским журналистом в Нью-Йорке. Он взял свой видеомагнитофон (помните, какие тогда были видеомагнитофоны?), поменял в нём целый предохранитель на перегоревший и отправился по профильным мастерским: видик, мол, сломался, посмотрите, что с ним. Ни в одной (!) мастерской ему не сказали: «О, парень, всё в порядке, у тебя всего лишь предохранитель полетел, мы его уже заменили, доллар в кассу». Нет, везде качали головой, цокали языком и прописывали дорогостоящий ремонт. Чаще всего предлагали заменить какой-нибудь блок питания, а иногда к этому добавляли неисправность лентопротяжного механизма или ещё что.
Результаты эксперимента говорят нам вовсе не о том, что в Нью-Йорке того времени работали не очень-то совестливые мастера. Скорее, о том, насколько беспомощен любой человек в современном сложнейшем мире. Узкая специализация приводит к тому, что все мы по-детски зависимы от профессионалов в тех или иных областях. От их честности, щепетильности. Квалификации, наконец. Только блогеры в сети обладают универсальным знанием: они и ракетчики, и филологи, и педагоги, и политологи. Но стоит им встать из-за компьютера (о внутреннем устройстве которого они, чаще всего, тоже имеют смутное представление) и выйти за порог дома — как и они превращаются в обычных граждан, зависящих от врачей, юристов, автомехаников и сантехников.
Горячая новость последней недели: Верховный суд США пятью голосами против четырех проголосовал за легализацию однополых браков на всей территории страны. Более того, американцы пообещали в скором времени распространить эту легализацию на весь мир. Много говорилось о социальных последствиях такого решения, о политических аспектах, о религиозных. Никто не говорил о научных.
В сети прогрессивные люди пишут: «Удивительно, насколько же дремучие, варварские представления о гомосексуализме имеет большинство граждан России». Хорошо. Но интересно же, откуда те, кто это пишет, взяли свои «не дремучие» и «не варварские» представления. Они же являются всего лишь блогерами с их универсальным знанием, а свои прогрессивные представления черпают из коротких наукообразных текстов, которые пестрят выражениями «всем известно» и «ученые доказали». То есть, полагаются на чьё-то стороннее мнение, которое считают авторитетным.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуализм из международной классификации болезней (МКБ) в 1992 году. То есть, до этого времени гомосексуализм считался болезнью, а потом сделался вдруг вариантом нормы. Тут мы имеем дело не с политическими, религиозными или социальными предпочтениями и хотелками, а с наукой. Или же болезнь, или же нет. Это просто знание. К основным правам геев оно никакого отношения не имеет. Пусть это врожденная болезнь, которую нельзя излечить никак…
проблема (7)